Зачем людям религия? (3/3)
Диалог с научным сотрудником Санкт-Петербугрского музея истории религии Александром Карповым. 16.08.2004.
Психоанализ непостижимого.
М.М.д.: Один мой оппонент, профессор, доктор философии Эльмар Соколов, недавно оставил тело. Но мы записали с ним несколько неплохих диалогов, о чем я всегда с удовльствием вспоминаю. Они вошли отдельными главами во второй выпуск моей книги «Харе Кришна вчера и сегодня».
А.: Я читал его книги по культурологии…
М.М.д.: … мы с ним многое, что успели обсудить. Последняя его книга «Ведение в психоанализ» написанная им как учебное пособие для студентов ВУЗов (он мне ее подарил), натолкнула меня на мысль, какова же истинная природа «либидо»?
Проанализировав ситуацию, которую изложил Фрейд и в которой реально находится живое существо в этом мире, я написал свой «Психоанализ непостижимого».
Идея такова: либидо, которое движет в материальном мире прогресс и развитие науки, заключено в духовной природе нашего истинного «я», души человека. Именно душа является источником любовных сентементов, которые извращенно выражаются в форме страсти (либидо – означает страсть).
Основываясь на ведической литературе и в частности на трудах Рупы Госвами и Вишванантха Чакроварти Тхакура, я пришел к заключению, что о сублимации речь не идет, потому что природа либидо духовна.
Изначальная, чистая психология секса заключена в Боге, в чистой любви к Богу и если мы не развиваем ее, практикуя бхакти-йогу, то она будет выражаться в форме материальной страсти (на санскрите «кама»), которая поглотит весь мир, источая энергию души и запутывая ее во всех тяжких прегрешениях, которые и являются причиной страдания человека.
Вот, я вам подарю (протягитвает книгу).
Проанализировав ситуацию, которую изложил Фрейд и в которой реально находится живое существо в этом мире, я написал свой «Психоанализ непостижимого».
Идея такова: либидо, которое движет в материальном мире прогресс и развитие науки, заключено в духовной природе нашего истинного «я», души человека. Именно душа является источником любовных сентементов, которые извращенно выражаются в форме страсти (либидо – означает страсть).
Основываясь на ведической литературе и в частности на трудах Рупы Госвами и Вишванантха Чакроварти Тхакура, я пришел к заключению, что о сублимации речь не идет, потому что природа либидо духовна.
Изначальная, чистая психология секса заключена в Боге, в чистой любви к Богу и если мы не развиваем ее, практикуя бхакти-йогу, то она будет выражаться в форме материальной страсти (на санскрите «кама»), которая поглотит весь мир, источая энергию души и запутывая ее во всех тяжких прегрешениях, которые и являются причиной страдания человека.
Вот, я вам подарю (протягитвает книгу).
Мурали Мохан – тот, кто пленяет игрой на флейте.
А.: Как интерпретируется или переводится ваше имя? Что оно означает?
М.М.д.: Подобно тому, как при рождении ребенка родители дают ему имя, так во время инициации, духовный учитель дает ученику духовное имя. Духовная жизнь человека начинается с принятия им духовного учителя. Это ознаменует его второе рождение.
В ведических шастрах говорится, что человек происходит от дважды рожденных: первое рождение он получает от материального отца и матери, а второе – от духовного учителя, гуру, который является нашим вечным отцом.
Духовные имена помогают нам установить идентичность нашего истинного «я» и восстановить отношения с Верховной личностью Бога, с Кришной. Как правило духовные имена вайшнавов – это имена Кришны или Его великих преданных. Так например: Мурали Мохан означает «тот, кто пленяет игрой на флейте», а «дас» – «слуга».
Таким образом Мурали Мохан дас – это слуга того, кто пленяет свой игрой на флейте, т.е. слуга Кришны.
Изначальный образ Бога, по подобию которого создан человек – это Кришна, трансцендентальный мальчик пастушок, играющий на флейте. Это – вечно юная всепривлекающая личность, которой служат и поклоняются все остальные.
А.: Как интерпретируется или переводится ваше имя? Что оно означает?
М.М.д.: Подобно тому, как при рождении ребенка родители дают ему имя, так во время инициации, духовный учитель дает ученику духовное имя. Духовная жизнь человека начинается с принятия им духовного учителя. Это ознаменует его второе рождение.
В ведических шастрах говорится, что человек происходит от дважды рожденных: первое рождение он получает от материального отца и матери, а второе – от духовного учителя, гуру, который является нашим вечным отцом.
Духовные имена помогают нам установить идентичность нашего истинного «я» и восстановить отношения с Верховной личностью Бога, с Кришной. Как правило духовные имена вайшнавов – это имена Кришны или Его великих преданных. Так например: Мурали Мохан означает «тот, кто пленяет игрой на флейте», а «дас» – «слуга».
Таким образом Мурали Мохан дас – это слуга того, кто пленяет свой игрой на флейте, т.е. слуга Кришны.
Изначальный образ Бога, по подобию которого создан человек – это Кришна, трансцендентальный мальчик пастушок, играющий на флейте. Это – вечно юная всепривлекающая личность, которой служат и поклоняются все остальные.
Говорится, что из многих живых существ есть одно, которое поддерживает существование всех остальны, предоставля им все необходимое – это Кришна – Бог богов. Он – причина возникновения и материального и духовного мира, отец всех движущихся и неподвижных существ, источник всех аватар и всего сущего – причина всех причин – абсолютная истина, из которой все берет свое начало.
Красота Кришны и звуки Его флейты сводят с ума все живые существа. Кришна сводит с ума даже самого бога мирской любви Каму (Купидона).
В присутствии Кришны Камадев теряет силу своих чар и вожделение трансформируется в чувство божественной любви, освобождая человека от влияния низших гун материальной природы (раджа и тама гуны), в соприкосновении с которыми изначальная любовь к Кришне трансформировалась в вожделение.
Вожделение – это оковы материального существования. Оно более всего заставляет нас отождествлять себя, душу, с материальным телом, привязывая нас к материальному существованию. Вожделение – враг истинного познания души и Бога. Когда мы повторяем святое имя, вожделение трансформируется в любовь к Богу, и человек освобождается от зависти, жадности и гнева.
А.: Еще вопрос: что это за мешочек, который вы держите в руках?
М.М.д.: Это мешочек для четок…
Красота Кришны и звуки Его флейты сводят с ума все живые существа. Кришна сводит с ума даже самого бога мирской любви Каму (Купидона).
В присутствии Кришны Камадев теряет силу своих чар и вожделение трансформируется в чувство божественной любви, освобождая человека от влияния низших гун материальной природы (раджа и тама гуны), в соприкосновении с которыми изначальная любовь к Кришне трансформировалась в вожделение.
Вожделение – это оковы материального существования. Оно более всего заставляет нас отождествлять себя, душу, с материальным телом, привязывая нас к материальному существованию. Вожделение – враг истинного познания души и Бога. Когда мы повторяем святое имя, вожделение трансформируется в любовь к Богу, и человек освобождается от зависти, жадности и гнева.
А.: Еще вопрос: что это за мешочек, который вы держите в руках?
М.М.д.: Это мешочек для четок…
А.: Четки внутри мешочка?
М.М.д.: Да, на них преданные повторяют Харе Кришна мантру, святые имена Бога.
Он символизирует собой наше сердце. Четки дает ученику духовный учитель вместе с Харе Кришна мантрой. Сами по себе, они – предмет поклонения.
А.: В православных монастырях и в каталицизме верующие тоже пользуются четками…
М.М.д.: Ничего удивительного. Это древняя ведическая традиция пользоваться четками при повторении имен Господа. Они помогают сосредоточению на повторении мантры?
А.: Существенны ли какие-либо позы при молитве, которые практикуют йоги?
М.М.д.: Да, они имеют место. Но это не самое главное. Метод бхакти-йоги столь могущественен, что им может воспользоваться любой. И те, кто могут принимать такие позы и те, кто не могут. Для воспевания святого имени нет строгих правил. Оно могущественно само по себе, без учета асаны или позы.
Здесь есть некотрая информация…(протягивает флаерс).
Много ли Харе Кришна и скоро ли наступит Конец Света?
М.М.д.: Да, на них преданные повторяют Харе Кришна мантру, святые имена Бога.
Он символизирует собой наше сердце. Четки дает ученику духовный учитель вместе с Харе Кришна мантрой. Сами по себе, они – предмет поклонения.
А.: В православных монастырях и в каталицизме верующие тоже пользуются четками…
М.М.д.: Ничего удивительного. Это древняя ведическая традиция пользоваться четками при повторении имен Господа. Они помогают сосредоточению на повторении мантры?
А.: Существенны ли какие-либо позы при молитве, которые практикуют йоги?
М.М.д.: Да, они имеют место. Но это не самое главное. Метод бхакти-йоги столь могущественен, что им может воспользоваться любой. И те, кто могут принимать такие позы и те, кто не могут. Для воспевания святого имени нет строгих правил. Оно могущественно само по себе, без учета асаны или позы.
Здесь есть некотрая информация…(протягивает флаерс).
Много ли Харе Кришна и скоро ли наступит Конец Света?
А.: Много ли последователей сознания Кришны в самой Индии?
М.М.д.: Число последователей сознания Кришны постоянно увеличивается. Это духовный экстатический процесс, цель любой религиозной практики. Это не поддается учету. Статистика не ведется. Элементы бхакти есть во всех религиях мира.
Например: слушание о Боге, прославление Его имени, формы и качеств, памятование, вознесение молитв, поклонение и пр. – это то, что практикуют все верующие во всем мире. Чистое бхакти и любовь к Богу – цель любой религии. На самом деле сознание Кришны практикуют все: и христиане, и индуисты, и буддисты, и мусульмане, и евреи и атеисты.
Они могут отрицать, но это факт. Воспевание святого имени Бога распротсранится по всему миру. Прити вити аче ята нагаради грамм… в каждом городе и деревне… Воспевание Харе Кришна – это лучший из всех метод.
На протяжении 10 000 лет он будет единственным процессом, дающим освобождение любому от круга рождения и смерти. Так сказано в шастрах (Кали-сантарана-упанишад).
Конечно, мы живем век деградации. Кто хочет деградировать, тот будет выдумывать свои методы духовной реализации… В конце Кали юги люди будут безнадежно глупы и злобны. Проповедовать им будет бессмысленно. Жизнь их сократится до 28 -26 лет…
М.М.д.: Число последователей сознания Кришны постоянно увеличивается. Это духовный экстатический процесс, цель любой религиозной практики. Это не поддается учету. Статистика не ведется. Элементы бхакти есть во всех религиях мира.
Например: слушание о Боге, прославление Его имени, формы и качеств, памятование, вознесение молитв, поклонение и пр. – это то, что практикуют все верующие во всем мире. Чистое бхакти и любовь к Богу – цель любой религии. На самом деле сознание Кришны практикуют все: и христиане, и индуисты, и буддисты, и мусульмане, и евреи и атеисты.
Они могут отрицать, но это факт. Воспевание святого имени Бога распротсранится по всему миру. Прити вити аче ята нагаради грамм… в каждом городе и деревне… Воспевание Харе Кришна – это лучший из всех метод.
На протяжении 10 000 лет он будет единственным процессом, дающим освобождение любому от круга рождения и смерти. Так сказано в шастрах (Кали-сантарана-упанишад).
Конечно, мы живем век деградации. Кто хочет деградировать, тот будет выдумывать свои методы духовной реализации… В конце Кали юги люди будут безнадежно глупы и злобны. Проповедовать им будет бессмысленно. Жизнь их сократится до 28 -26 лет…
Они будут поедать себе подобных, и если мы встретимся в конце ее, то, не узнав друг друга, съедим. Поэтому пока мы еще здесь и мирно беседуем за этим столом давайте воспользуемся шансом и умножим число последователей Харе Кришна…
А.: Спасибо! Я очень симпатизирую вам… какие существуют предсказания на будущее? В христианстве в откровении Ионна Богослова говорится об апакалипсисе, конце света. А как у вас?
М.М.д.: Не стоит волноваться. Конеец, света наступает с самого начала существования материального мира, с самого первого его дня, поэтому предсказание о конце света всегда остается актуальным. Для каждого конец света наступает в свое время. Нет ничего более верного, чем смерть! Для христианства он уже наступил.
Современное христианство Шрила Прабхупада сравнил с носорогом, в которого выстрелил охотник – душа ушла, а тело еще бежит. Как всякая религия имет начало в аналах истории человечества, будет ей и конец! Но сознание Кришны не имеет ни начала, ни конца.
Душа вечна, она трансцендентна, и сознание – это признак души. Сознание Кришны вечно. В отличие от религии, того же христианства или буддизма, оно никогда не начиналось и никогда не закончится. Другое дело, что мы может быть о нем не знали, и познакомились только-что. Но это не значит, что его не существовало раньше.
Оно вечно, как вечна жизнь, и люди религиозные
А.: Спасибо! Я очень симпатизирую вам… какие существуют предсказания на будущее? В христианстве в откровении Ионна Богослова говорится об апакалипсисе, конце света. А как у вас?
М.М.д.: Не стоит волноваться. Конеец, света наступает с самого начала существования материального мира, с самого первого его дня, поэтому предсказание о конце света всегда остается актуальным. Для каждого конец света наступает в свое время. Нет ничего более верного, чем смерть! Для христианства он уже наступил.
Современное христианство Шрила Прабхупада сравнил с носорогом, в которого выстрелил охотник – душа ушла, а тело еще бежит. Как всякая религия имет начало в аналах истории человечества, будет ей и конец! Но сознание Кришны не имеет ни начала, ни конца.
Душа вечна, она трансцендентна, и сознание – это признак души. Сознание Кришны вечно. В отличие от религии, того же христианства или буддизма, оно никогда не начиналось и никогда не закончится. Другое дело, что мы может быть о нем не знали, и познакомились только-что. Но это не значит, что его не существовало раньше.
Оно вечно, как вечна жизнь, и люди религиозные
практикуют его в рамках той или иной религии. Конец света наступает каждую долю секунды. Для них этот вопрос актуален. Но для человека, сознающего Кришну такого нет! Это сознание Кришны располагается на духовной платформе, где все вечно.
Каждое существо в материальном мире живет сто лет, но эти столетние отрезки относительны тех или иных условий, где мы обитаем, и тела, которое мы имеем. Например, Брахма живет 311 трилионов 40 биллионов лет – то сто лет Брахмы. Человек живет сто лет – это его сто лет.
Муравей может быть живет сутки, но по-своему летоисчислению – сто лет. Он успевает сделать все необходимое: родиться, жениться, произвести потомство, состариться и умерать… Все живые существа в этом мире проходят шесть стадий: рождение, рост, существоавание во взрослом состоянии, производство себе подобных, старость и смерть. «Ничего нового под луной!» Единица измерения времени у каждого своя.
Есть насекомые, которые живут одну ночь и они могут думать, что дня не существует. Другой пример, для нас скорость света предел мечтаний, а кто-то начинает с этого как с отправной, нолевой точки отсчета. Мир относительных понятий и время, и пространство взаимосвязано. Душа же вечна, она никогда не рожается и не умирает.
Жизнь есть везде: в огне, в воде, в воздухе, в земле… и на солнце и на луне – везде. Она независима от условий
Каждое существо в материальном мире живет сто лет, но эти столетние отрезки относительны тех или иных условий, где мы обитаем, и тела, которое мы имеем. Например, Брахма живет 311 трилионов 40 биллионов лет – то сто лет Брахмы. Человек живет сто лет – это его сто лет.
Муравей может быть живет сутки, но по-своему летоисчислению – сто лет. Он успевает сделать все необходимое: родиться, жениться, произвести потомство, состариться и умерать… Все живые существа в этом мире проходят шесть стадий: рождение, рост, существоавание во взрослом состоянии, производство себе подобных, старость и смерть. «Ничего нового под луной!» Единица измерения времени у каждого своя.
Есть насекомые, которые живут одну ночь и они могут думать, что дня не существует. Другой пример, для нас скорость света предел мечтаний, а кто-то начинает с этого как с отправной, нолевой точки отсчета. Мир относительных понятий и время, и пространство взаимосвязано. Душа же вечна, она никогда не рожается и не умирает.
Жизнь есть везде: в огне, в воде, в воздухе, в земле… и на солнце и на луне – везде. Она независима от условий
существования – есть вода или нет, есть воздух или нет… Относительно разных условий материального существования душа получает различные типы тел из различного сочетания материальных элементов. Мир относителен, поэтому для вечной души, существуют относительные условия материального существоания.
Здесь на земле много воды, поэтому наше тело из воды на 90%, но там, где много огня, оно может быть из плазмы, из огня… и т.д. Эту информацию можно найти в Бх.г. и в «Шримад Бхагватам». WELCOME!
А.: Имеются ли какие то указания сколько перерождений у души или это неграниченно?
М.М.д.: Некоторые говорят, что есть, но в писаниях я нигде не находил этому подтверждений. Ни в «Гите», ни в «Шримад Бхагватам». Мы ориентированы на эти писания. Для нас они – высший авторитет. Хотя можно с уверенностью сказать, что на ваше усмотрение, если вы хотите оставаться в материальном мире – ваше право, вы можетет перерождаться постоянно, оставясь при этом вечными.
Есть нитья сиддхи и есть нитья бадхи – существа вечно осовобожденные и вечно обусловленные. Но бывает так, что живые существа, могут одновременно быть и теми и другими – это непостижимо. Веды дают знание для разных типов людей: и тем, кто в раджа гуне, и в саттва гуне, и в тама гуне…Кто хочет жить в материальном мире, для него есть знание как это делать, кто хочет освобождения или кто стремится обрести личное общение с Господом
Здесь на земле много воды, поэтому наше тело из воды на 90%, но там, где много огня, оно может быть из плазмы, из огня… и т.д. Эту информацию можно найти в Бх.г. и в «Шримад Бхагватам». WELCOME!
А.: Имеются ли какие то указания сколько перерождений у души или это неграниченно?
М.М.д.: Некоторые говорят, что есть, но в писаниях я нигде не находил этому подтверждений. Ни в «Гите», ни в «Шримад Бхагватам». Мы ориентированы на эти писания. Для нас они – высший авторитет. Хотя можно с уверенностью сказать, что на ваше усмотрение, если вы хотите оставаться в материальном мире – ваше право, вы можетет перерождаться постоянно, оставясь при этом вечными.
Есть нитья сиддхи и есть нитья бадхи – существа вечно осовобожденные и вечно обусловленные. Но бывает так, что живые существа, могут одновременно быть и теми и другими – это непостижимо. Веды дают знание для разных типов людей: и тем, кто в раджа гуне, и в саттва гуне, и в тама гуне…Кто хочет жить в материальном мире, для него есть знание как это делать, кто хочет освобождения или кто стремится обрести личное общение с Господом
– для них так же есть знание как этого достичь. Для мясоедов тоже есть писания подобные Библии и Корану… (Хорший мальчик. Мы попадаем в кадр? Это самое главное.)
После прасада
Музей религии и атеизма.
А.: Раньше наш музей был в Казанском соборе. И многим, казалось, что здесь много религии и мало атеизма. На самом деле, история религи насчитывает тысячи лет, а атеизма – это очень странно… С 90 года музей обрел новый статус. Потому что государственный атеизм исчез и надо было определяться в новых условиях.
Проблемой стало освобождение Казанского собора. Собор стал главным храмом С.Петербургской митрополии. Там кафедра митрополита и там сейчас проводятся служения… Пришлось искать новые площади. Это новое здание музея находится на почтамтской улице напротив почтамта. Сейчас туда перехали все фонды Казанского собора.
На почтамтской в пяти или шести залах у нас открылась новая экспозиция. Первый зал – это религия первобытного общества. Потом религия античности (др. Греция и Египет) и небольшой раздел религии др. Израиля. Потом зал возникновения христианства.
Затем два больших зала русской православной церкви и католицизм. Сейчас появились новые залы: католицизм в 20 веке и проблемы русского православия, гонение на религию, борьба с церковью и т.д. Планируется открыть
После прасада
Музей религии и атеизма.
А.: Раньше наш музей был в Казанском соборе. И многим, казалось, что здесь много религии и мало атеизма. На самом деле, история религи насчитывает тысячи лет, а атеизма – это очень странно… С 90 года музей обрел новый статус. Потому что государственный атеизм исчез и надо было определяться в новых условиях.
Проблемой стало освобождение Казанского собора. Собор стал главным храмом С.Петербургской митрополии. Там кафедра митрополита и там сейчас проводятся служения… Пришлось искать новые площади. Это новое здание музея находится на почтамтской улице напротив почтамта. Сейчас туда перехали все фонды Казанского собора.
На почтамтской в пяти или шести залах у нас открылась новая экспозиция. Первый зал – это религия первобытного общества. Потом религия античности (др. Греция и Египет) и небольшой раздел религии др. Израиля. Потом зал возникновения христианства.
Затем два больших зала русской православной церкви и католицизм. Сейчас появились новые залы: католицизм в 20 веке и проблемы русского православия, гонение на религию, борьба с церковью и т.д. Планируется открыть
залы по религиям востока: индия, китай и ислам.
М.М.д.: В свое время я проповедовал сознание Кришны одному научному сотруднику из бывшего музея религии и атеизма, который увлекался буддизмом. Я предложил ему сделать экспозицию о Харе Кришна. Хотя это был еще застойный период, тем не менее, они согласились на мое предложение. В то время у них было несколько разделов и по Восточным религиям.
Чтобы укомплектовать раздел сознания Кришны, музей купил у меня книги Шрилы Прабхупады (правда, на английском языке, потому что на русском почти еще ничего не было), купили у меня фотографии, киртанов и пр. атрибуды, культового поклонения (четки, некоторые параферналии, изображения и пр.) и я написал им картину с гуру-парампарой. Это была довольно масштабная картина. Как вы думаете этот материал сохранился?
А.: Думаю, что да.
М.М.д.: Под сводами Казанского собора в то время я провел лекцию и киртану, собрались послушать служители и некоторая часть посторонней публики посетители музея…
А.: Да мне об этом рассказывали. Вы пели там Харе Кришна? В соборе?
М.М.д.: Да, у меня есть фотографи с этого выступления.
М.М.д.: В свое время я проповедовал сознание Кришны одному научному сотруднику из бывшего музея религии и атеизма, который увлекался буддизмом. Я предложил ему сделать экспозицию о Харе Кришна. Хотя это был еще застойный период, тем не менее, они согласились на мое предложение. В то время у них было несколько разделов и по Восточным религиям.
Чтобы укомплектовать раздел сознания Кришны, музей купил у меня книги Шрилы Прабхупады (правда, на английском языке, потому что на русском почти еще ничего не было), купили у меня фотографии, киртанов и пр. атрибуды, культового поклонения (четки, некоторые параферналии, изображения и пр.) и я написал им картину с гуру-парампарой. Это была довольно масштабная картина. Как вы думаете этот материал сохранился?
А.: Думаю, что да.
М.М.д.: Под сводами Казанского собора в то время я провел лекцию и киртану, собрались послушать служители и некоторая часть посторонней публики посетители музея…
А.: Да мне об этом рассказывали. Вы пели там Харе Кришна? В соборе?
М.М.д.: Да, у меня есть фотографи с этого выступления.
Я покажу. Возможно ли возобновление такой экспозиции сейчас, когда православие у власти.
А.: Почему нет? В разделе востока может быть одна витрина посвящена и движению Харе Кришна… Когда это будет ближе к делу можно какие-то новые материалы представить те же фотографии, книги…
М.М.д.: У меня есть архив более 10 000 фотографий того времени… возможно вы сами заитересуетесь и примите какое-то участие в этом.
А.: Да. Это будет безусловно интересно… может через год, полтора…
Поклонение.
Формы поклонения Богу существуют традиционно их никто не выдумывал. Их устанавливали ачарьи, уполномоченные Господом в соответсвии с указаниями на этот счет в Ведической литературе. Скажем раздел упасана канды.
Последователи сознания Кришны поклоняются Шри Шри Радхе-Кришне и Гаура-Нитай согласно Панчаратрики и Хари-бхакта-виласе написанной Санатана Госвами и Гопала Батты Госвами. Во многом процесс заимствован из Рамануджа санпрадайи, где поклоняются Лакшми-Нараяане.
Поклонени арче, Божествам – одна из анг преданного служения Господу, особенно рекомендоанное ачарьями.
А.: Почему нет? В разделе востока может быть одна витрина посвящена и движению Харе Кришна… Когда это будет ближе к делу можно какие-то новые материалы представить те же фотографии, книги…
М.М.д.: У меня есть архив более 10 000 фотографий того времени… возможно вы сами заитересуетесь и примите какое-то участие в этом.
А.: Да. Это будет безусловно интересно… может через год, полтора…
Поклонение.
Формы поклонения Богу существуют традиционно их никто не выдумывал. Их устанавливали ачарьи, уполномоченные Господом в соответсвии с указаниями на этот счет в Ведической литературе. Скажем раздел упасана канды.
Последователи сознания Кришны поклоняются Шри Шри Радхе-Кришне и Гаура-Нитай согласно Панчаратрики и Хари-бхакта-виласе написанной Санатана Госвами и Гопала Батты Госвами. Во многом процесс заимствован из Рамануджа санпрадайи, где поклоняются Лакшми-Нараяане.
Поклонени арче, Божествам – одна из анг преданного служения Господу, особенно рекомендоанное ачарьями.
В каждом доме храм. Я написал книгу, где описываю процесс поклонения разным формам Господа. Это требует определенной квалификации и наличия брахманических качеств в человеке.
Хотя форма Божества может сделана из какого-то материального элемента из земли, деорева камны или металла, но она неотлична от Бога. Так же как Его имя. Поэтому зная процесс арчаны человек может напрямую обращаться к Господу и служить ему. Он милостиво принял этот образ, который доступен нашему восприятию.
Господь является источником всех энергий, и Он может проявить Себя в любом виде, чтобы принять служение Своего преданного. Через Божество мы можем иметь с Богом прямые отношения. Он духовен и все, что с Ним связано – духовно.
Как имя Бога не отлично от Него Самого, так и Его форма – Он Сам. Если мы обучены правильному процессу арчаны, то можем общаться с Господом непосредственно.
А.: Из этого следует, что изображения Бога и иконы желательны. Это не является идолопоклонством?
М.М.д.: Нет. Это нормально, я бы сказал, что поклонение образу Господа – это более развитая, более прогрессивная форма поклонения. Хотя в некоторых религиях нет ни формы, ни образа, ни имени Бога. Для людей, способных злоупотребить милостью Господа, Бог не открывает им ни Своего образа, ни имени.
Хотя форма Божества может сделана из какого-то материального элемента из земли, деорева камны или металла, но она неотлична от Бога. Так же как Его имя. Поэтому зная процесс арчаны человек может напрямую обращаться к Господу и служить ему. Он милостиво принял этот образ, который доступен нашему восприятию.
Господь является источником всех энергий, и Он может проявить Себя в любом виде, чтобы принять служение Своего преданного. Через Божество мы можем иметь с Богом прямые отношения. Он духовен и все, что с Ним связано – духовно.
Как имя Бога не отлично от Него Самого, так и Его форма – Он Сам. Если мы обучены правильному процессу арчаны, то можем общаться с Господом непосредственно.
А.: Из этого следует, что изображения Бога и иконы желательны. Это не является идолопоклонством?
М.М.д.: Нет. Это нормально, я бы сказал, что поклонение образу Господа – это более развитая, более прогрессивная форма поклонения. Хотя в некоторых религиях нет ни формы, ни образа, ни имени Бога. Для людей, способных злоупотребить милостью Господа, Бог не открывает им ни Своего образа, ни имени.
Чтобы не было оскорбление святыни, Он дает религию, которая представляет собой свод морально- этических законов, но ни более. Большинство людей не знают ни имени Бога, ни образа. Наверное потому, что их не интресует Бог, Его личность.
Они заняты борьбой за существование и погружены в плотские, мирские наслаждения. Не произноси имя Бога в суе – занчит ради материальных целей. Мы просто прослаляем имя Бога и Его форму качества и деяния, не заботясь о хлебе насущном на каждый день, и Господь посылает нам все необходимое для нашего существования и материального и духовного.
Господь есть высший обект служение и поклонения. Человек автоматически становится удовлетворен самой незначительной деятельностью не зависимо от ее результатов, если просто воспевает святые имена и прославляет Господа в поэзии, в искусстве и в труде. Это истинное благо для всех, безотносительно религиозного ритуала.
Изображение или Божество Господа позволяет улучшить нашу медитацию и осознать трансцендентальный образ, имя и деяния. Бог не бесчувтвенный камень, следовательно, Он отвечает нам на любовное служение Его имени и форме ответным чуством любви.
Бог есть трансцендентальная личность, Он – не пустота и не фетиш. Он духовен, поэтому мы не можем видеть Бога материальными глазами и слушать Его материальным ухом. По мере очищения чувств, человек обретает
Они заняты борьбой за существование и погружены в плотские, мирские наслаждения. Не произноси имя Бога в суе – занчит ради материальных целей. Мы просто прослаляем имя Бога и Его форму качества и деяния, не заботясь о хлебе насущном на каждый день, и Господь посылает нам все необходимое для нашего существования и материального и духовного.
Господь есть высший обект служение и поклонения. Человек автоматически становится удовлетворен самой незначительной деятельностью не зависимо от ее результатов, если просто воспевает святые имена и прославляет Господа в поэзии, в искусстве и в труде. Это истинное благо для всех, безотносительно религиозного ритуала.
Изображение или Божество Господа позволяет улучшить нашу медитацию и осознать трансцендентальный образ, имя и деяния. Бог не бесчувтвенный камень, следовательно, Он отвечает нам на любовное служение Его имени и форме ответным чуством любви.
Бог есть трансцендентальная личность, Он – не пустота и не фетиш. Он духовен, поэтому мы не можем видеть Бога материальными глазами и слушать Его материальным ухом. По мере очищения чувств, человек обретает
духовное видение и восприятие. Никто не должен думать, что изображение Бога, икона или Его мурти материально. Все, что связано с Богом, духовно.
А.: Но было такое обвинение христиан, что они идолопоклонники. Им говорили, что иконы – это ваши Боги. Но на самом деле – это образ.
М.М.д.: Да. Например, вы смотрите спектакль. Он закончился и у вас на память остается фото или плакат. Артисты ушли со сцены, занавес опущен и вы уже дома. Но, когда вы смотрите на фото, плакат или изображение, вы снова переживаете то, что происходило на сцене, может быть много лет назад. Вы снова становитесь участником этого спектакля или торжества.
Арча-форма Господа – это очень важная вещь. Медитация – сосредоточение ума и служение ей полно духовных возможностей. Размышляя над Его именем, формой и играми, позволяет неофиту осознать, что Бог личность и все, что связано с Ним духовно.
А.: Я слышал у «Битлз» был тоже гуру. Что вы может сказать о Махариши. К чему он призывал?
М.М.д.: Многие так называемые индийские гуру проповедуют имперсональный аспект Абсолютной истины как безличный брахман. Они говорят, что все едино…В конечном счете утверждают, что каждый есть Бог. Но это не соответвует действительности.
Бог есть Бог, а живое существо как Его неотъемлемая
А.: Но было такое обвинение христиан, что они идолопоклонники. Им говорили, что иконы – это ваши Боги. Но на самом деле – это образ.
М.М.д.: Да. Например, вы смотрите спектакль. Он закончился и у вас на память остается фото или плакат. Артисты ушли со сцены, занавес опущен и вы уже дома. Но, когда вы смотрите на фото, плакат или изображение, вы снова переживаете то, что происходило на сцене, может быть много лет назад. Вы снова становитесь участником этого спектакля или торжества.
Арча-форма Господа – это очень важная вещь. Медитация – сосредоточение ума и служение ей полно духовных возможностей. Размышляя над Его именем, формой и играми, позволяет неофиту осознать, что Бог личность и все, что связано с Ним духовно.
А.: Я слышал у «Битлз» был тоже гуру. Что вы может сказать о Махариши. К чему он призывал?
М.М.д.: Многие так называемые индийские гуру проповедуют имперсональный аспект Абсолютной истины как безличный брахман. Они говорят, что все едино…В конечном счете утверждают, что каждый есть Бог. Но это не соответвует действительности.
Бог есть Бог, а живое существо как Его неотъемлемая
частица при всех обстоятельствах вечный слуга Бога. Таково заключение ведических шастр. Вот и все. Конечно, Абсолютаня истина может быть познана в трех аспектах: имперсонально (энергии), локализованно(Параматма – Сверхдуша) и личностно (Бхагаван) Бог.
Если человек делает неверные выводы о личности Бога, это только потому что находится на низшем уровне духовного развития – это является большим препятствием в дальнейшей духовной жизни.
А.: На что они опираются? Они что-то читали об этом?
М.М.д.: Источник и энергии едины, часть и целое едины. Есть качественное единство… но, если повнимательней присмотреться, то есть и различие. Часть не может быть равна целому в колличественном отношении.
Источник есть источник. Он обладает неограниченными потенциями, а его энергия ограниченой. Энергия подчиняется источнику. Она зависит от него. – Вот вам и различие.
Непостижимое одновременное единство и различие. ачинтья бхада бхада таттва. Это наша философия. Имперсональная философия до некоторой степени тоже помогает человеку в постижении Абсолюта. Но это не полное знание.
Если это утверждение окончательно, тогда – это ошибка. Если же это ступень к пониманию высшего, то это нормально. Человек, поднимаясь по этой лестнице,
Если человек делает неверные выводы о личности Бога, это только потому что находится на низшем уровне духовного развития – это является большим препятствием в дальнейшей духовной жизни.
А.: На что они опираются? Они что-то читали об этом?
М.М.д.: Источник и энергии едины, часть и целое едины. Есть качественное единство… но, если повнимательней присмотреться, то есть и различие. Часть не может быть равна целому в колличественном отношении.
Источник есть источник. Он обладает неограниченными потенциями, а его энергия ограниченой. Энергия подчиняется источнику. Она зависит от него. – Вот вам и различие.
Непостижимое одновременное единство и различие. ачинтья бхада бхада таттва. Это наша философия. Имперсональная философия до некоторой степени тоже помогает человеку в постижении Абсолюта. Но это не полное знание.
Если это утверждение окончательно, тогда – это ошибка. Если же это ступень к пониманию высшего, то это нормально. Человек, поднимаясь по этой лестнице,
шаг за шагом достигнет цели. Но если он останавливается по середине, то нет.
Имперсональная философия сейчас довольно широко распространена, также как и философия буддизма, но та и другая находится в противоречии с принципами бхакти, преданного любвовного служения Богу, поэтому мы ее отвергаем. Есть одно живое существо и есть другое – между ними может быть любовь. Но если все едино, тогда о любви нет речи.
Примером тому может служить квантовая механика ( в науке) или демократические формы правления (в общественной жизни). То и другое представляет имперсональную концепцию.
В основе любой деятельности лежит философия, поэтому прежде чем взяться за дело, нужно попробовать понять, какая философия за этим стоит. Нужно не ошибиться и избрать правильную философию.
Люди живут как кошки с собаками, только потому, что они выбрали не верную философию жизни – я есть материальное тело и наиболее полное удовлетворение чувств этого тела – цель моей жизни.
Нет, я есть душа и моя насущная потребность – любить Бога. Когда есть любовь, то есть и служение. А есть служение Богу есть и счастье. И материальное и духоаное зависит от служения Богу. Все движимо любовью и страстным желанием, которое есть извращенное проявление божественной любви.
Имперсональная философия сейчас довольно широко распространена, также как и философия буддизма, но та и другая находится в противоречии с принципами бхакти, преданного любвовного служения Богу, поэтому мы ее отвергаем. Есть одно живое существо и есть другое – между ними может быть любовь. Но если все едино, тогда о любви нет речи.
Примером тому может служить квантовая механика ( в науке) или демократические формы правления (в общественной жизни). То и другое представляет имперсональную концепцию.
В основе любой деятельности лежит философия, поэтому прежде чем взяться за дело, нужно попробовать понять, какая философия за этим стоит. Нужно не ошибиться и избрать правильную философию.
Люди живут как кошки с собаками, только потому, что они выбрали не верную философию жизни – я есть материальное тело и наиболее полное удовлетворение чувств этого тела – цель моей жизни.
Нет, я есть душа и моя насущная потребность – любить Бога. Когда есть любовь, то есть и служение. А есть служение Богу есть и счастье. И материальное и духоаное зависит от служения Богу. Все движимо любовью и страстным желанием, которое есть извращенное проявление божественной любви.
Мы все братья. Вы душа, я душа – все мы души. Вот единство, братство и любовь. Они сущестуют в духовном мире. Так все проблемы решаются через изменение сознания, через служение единому Богу, через любовь к Богу. В соответствии с различной кармой мы имеем различные тела, но, при этом, мы остаемся вечными душами, которые постоянно меняют тела.
Неравенство в материальном мире и равенство в духовном. Каждый, кто получил человеческое тело, может стать сознающим Кришну. Это духовное равенство. Оно заключено в равных возможностях стать сознающими Кришну. В этом равенство….
Если мы принимаем эту философию – «я есть душа», – мы легко достигнем взаимопонимания. В «Бхагавад-гите» сказано: «видья-виная-сампанне брахмане гави хастини… Здесь приводится описание цивилизованного человека. Он видит душу и Сверхдушу в каждом теле и поэтому равно относится ко всем живым существам.
Он не делает различий материального телесного характера. Для него брахман, корова, слон, собака и собакоед, с материальной точки зрения относящиеся к различным социальным группам людей и видам живых существ, с духовной точки зрения равны. Он видит душу и Сверхдушу, Бога и поэтому относится равно ко всем.
Что же нам остается? Только изменить сознание. В течение жизни мы развиваем то или иное сознание и в конце получаем тот или иной тип тела, которое соответсвует ему. Если сознания человека подобно
Неравенство в материальном мире и равенство в духовном. Каждый, кто получил человеческое тело, может стать сознающим Кришну. Это духовное равенство. Оно заключено в равных возможностях стать сознающими Кришну. В этом равенство….
Если мы принимаем эту философию – «я есть душа», – мы легко достигнем взаимопонимания. В «Бхагавад-гите» сказано: «видья-виная-сампанне брахмане гави хастини… Здесь приводится описание цивилизованного человека. Он видит душу и Сверхдушу в каждом теле и поэтому равно относится ко всем живым существам.
Он не делает различий материального телесного характера. Для него брахман, корова, слон, собака и собакоед, с материальной точки зрения относящиеся к различным социальным группам людей и видам живых существ, с духовной точки зрения равны. Он видит душу и Сверхдушу, Бога и поэтому относится равно ко всем.
Что же нам остается? Только изменить сознание. В течение жизни мы развиваем то или иное сознание и в конце получаем тот или иной тип тела, которое соответсвует ему. Если сознания человека подобно
сознанию животного, он непременно получит тело животного.
Теперь мы пожинаем результаты прошлой деятельности, но, поступая сей час, сеем семя следующей кармы. Сколько денег заработаем, сколько времени проживем, сколько счастья и несчастья – все это определено нашей прошлой деятельностью – старадаем или наслаждаемся. Что остается? Изменить сознание.
«Все, что ни делаешь, делай как подношение Мне» – говорит Кришна. – Что ни ешь – предлагай Мне, что ни жертвуешь – жертвуй Мне, через какие аскезы и тапасьи ни проходишь – делай это ради Меня. Вот процесс рекомендованный для того, кто хочет достичь освобождения от кармы.
Это называется: «Деятельность в сознании Кришны, карма йога, и бхакти-йога чистое преданное служение, которое осуществляется в девяти видах преданного служения: шраванам киртанам вишну смаранам…. которое помогает освободиться от ложной концепции я – материальное тело…. повторяя святое имя мы обретаем сознание Бога.
Получаем такое же духовное тело как и у Бога. Все проблемы разрешаются. Карма – мы получаем материальное тело, а чтобы служим Кришне – духовное.
Бог – объект служение, любви и познания. Но материалист думает: «Как бы использовать Бога ради удовлетворения своих мелких страстишек… как можно использовать Бога? Никак… но гупцы и негодяи пытаются. И какой результат?
Теперь мы пожинаем результаты прошлой деятельности, но, поступая сей час, сеем семя следующей кармы. Сколько денег заработаем, сколько времени проживем, сколько счастья и несчастья – все это определено нашей прошлой деятельностью – старадаем или наслаждаемся. Что остается? Изменить сознание.
«Все, что ни делаешь, делай как подношение Мне» – говорит Кришна. – Что ни ешь – предлагай Мне, что ни жертвуешь – жертвуй Мне, через какие аскезы и тапасьи ни проходишь – делай это ради Меня. Вот процесс рекомендованный для того, кто хочет достичь освобождения от кармы.
Это называется: «Деятельность в сознании Кришны, карма йога, и бхакти-йога чистое преданное служение, которое осуществляется в девяти видах преданного служения: шраванам киртанам вишну смаранам…. которое помогает освободиться от ложной концепции я – материальное тело…. повторяя святое имя мы обретаем сознание Бога.
Получаем такое же духовное тело как и у Бога. Все проблемы разрешаются. Карма – мы получаем материальное тело, а чтобы служим Кришне – духовное.
Бог – объект служение, любви и познания. Но материалист думает: «Как бы использовать Бога ради удовлетворения своих мелких страстишек… как можно использовать Бога? Никак… но гупцы и негодяи пытаются. И какой результат?
Оказываются в западне, попадают в капкан собственных желаний, идей, которые являются результатом греховной и праведной деятельности. Для разумного человека они в равной степени представляют бремя материального существования.
Бог, который все это создал столь замечательная личность… И они пытаются приладить Его для того, чтобы удовлетворять низменные животные наклоности: в еде, сне, сексе и обороне. Не сознавая даже, что это и есть зло, от которого следует освободиться. Они молятся о собственной смерти, как мотыльки устремляясь на пламя свечи.
А.: По учению Кришны все души: и животных, и людей-несотворенные или же все же… они наравне с Богом с Кришной?
М.М.д.: Душа трансцендентна. Она не материальна, поэтому мы не можем сказать душа животного или человека. Одна и та же душа может быть как в теле человека, так в теле муравья, или животного. Все души вечны.
А.: Несотворенные….
М.М.д.: Нитье нитьянам … В духовном мире вообще не существует концепции Бога. Там есть Кришна ваш друг ваш возлюбленный или брат… в можете любить его как друга как сына как возлюбенного или мужа… разные виды любви разные расы – виды взаимоотношений… и там все вечно… материальный мир есть отражение духовного.
Бог, который все это создал столь замечательная личность… И они пытаются приладить Его для того, чтобы удовлетворять низменные животные наклоности: в еде, сне, сексе и обороне. Не сознавая даже, что это и есть зло, от которого следует освободиться. Они молятся о собственной смерти, как мотыльки устремляясь на пламя свечи.
А.: По учению Кришны все души: и животных, и людей-несотворенные или же все же… они наравне с Богом с Кришной?
М.М.д.: Душа трансцендентна. Она не материальна, поэтому мы не можем сказать душа животного или человека. Одна и та же душа может быть как в теле человека, так в теле муравья, или животного. Все души вечны.
А.: Несотворенные….
М.М.д.: Нитье нитьянам … В духовном мире вообще не существует концепции Бога. Там есть Кришна ваш друг ваш возлюбленный или брат… в можете любить его как друга как сына как возлюбенного или мужа… разные виды любви разные расы – виды взаимоотношений… и там все вечно… материальный мир есть отражение духовного.
Вот пожалуйста попытайтесь это так и воспринимать…. оно кажется реальным но удовольствия нет нет вкуса… потому что это иллюзия отражение реальности.
В мираже озера нет воды… мы не можем утолить жажду… но поскольку есть мираж то есть и реальное озеро реальная вода…
Все писания составлены в форме притч и аналогий. С тем с чем мы имеем дело… чтобы дать хоть некоторое представление о том что духовный мир существует… но он вне возможностей постижения наших материальных чувтв и разума. Трансцендентаный….
А.: Духовный мир большой…
М.М.д.: И мы ничего о нем не знаем?
А.: В какой-то мере знаем…
М.М.д.: Необходимо смотреть на мир глазами ведических шастр. Необходимо изучать «Шримад Бхагаватам»…
«Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта «Бхагавата-Пурана» провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина – реальность, во имя всеобщего блага отлична от иллюзии. такая истина уничтожает тройственные страдания.
Этой прекрасной «Бхагавата-Пураны», составленной
В мираже озера нет воды… мы не можем утолить жажду… но поскольку есть мираж то есть и реальное озеро реальная вода…
Все писания составлены в форме притч и аналогий. С тем с чем мы имеем дело… чтобы дать хоть некоторое представление о том что духовный мир существует… но он вне возможностей постижения наших материальных чувтв и разума. Трансцендентаный….
А.: Духовный мир большой…
М.М.д.: И мы ничего о нем не знаем?
А.: В какой-то мере знаем…
М.М.д.: Необходимо смотреть на мир глазами ведических шастр. Необходимо изучать «Шримад Бхагаватам»…
«Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта «Бхагавата-Пурана» провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина – реальность, во имя всеобщего блага отлична от иллюзии. такая истина уничтожает тройственные страдания.
Этой прекрасной «Бхагавата-Пураны», составленной
великим мудрецом Вьясадевой ( в пору его духовной зрелости) вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать «Бхагаватам», это знание сразу же утверждает Верхованого Господа в его сердце».
Этот «Бхагаватам» подобен солнцу. Он взошел в непроглядной тьме невежества века Кали, чтобы осветить путь сбившейся с пути истины цивилизации.
Он является комментарием к «Брахма-самхите». Господь Брахма в состоянии медитации, в самадхи услышал флейту Кришны и описал его в своих молитвах…
Здесь я пропел несколько стихов из Брахма-самхиты, описывающих Голоку Вриндавана…
Александр был восхищен.
– Очень красиво.
Изумленный с горящими глазами дрогнувшим голосом он сказал: Возьму читать ваши книжки, потом продолжим…
И не дав ему закончить фразу я продолжил: начало положено. Не будем останавливаться на достигнутом. Время от времени мы можем встречаться, чтобы продолжать эту беседу, пополняя ее новыми аргументрами и фактами взятыми из ведических писаний. И если возникнут вопросы… мы с вами что-нибудь издадим для всех, кто интересуется или не интерсуется
Этот «Бхагаватам» подобен солнцу. Он взошел в непроглядной тьме невежества века Кали, чтобы осветить путь сбившейся с пути истины цивилизации.
Он является комментарием к «Брахма-самхите». Господь Брахма в состоянии медитации, в самадхи услышал флейту Кришны и описал его в своих молитвах…
Здесь я пропел несколько стихов из Брахма-самхиты, описывающих Голоку Вриндавана…
Александр был восхищен.
– Очень красиво.
Изумленный с горящими глазами дрогнувшим голосом он сказал: Возьму читать ваши книжки, потом продолжим…
И не дав ему закончить фразу я продолжил: начало положено. Не будем останавливаться на достигнутом. Время от времени мы можем встречаться, чтобы продолжать эту беседу, пополняя ее новыми аргументрами и фактами взятыми из ведических писаний. И если возникнут вопросы… мы с вами что-нибудь издадим для всех, кто интересуется или не интерсуется
духовной и по настоящему религиозной жизнью…
Хорошо…
Такого рода гуманитарная и благотворительная деятельность принесет нам и другим неоценимое благо…
Поблагодарив меня за прасад, Саша откланялся.
«Огромное спасибо за беседу, за угощение… очень благодарен.»
Через некоторое время мы встретились с ним в его музее, где он провел меня по всем залам и как экскурсовод дал небольшую лекцию.
(опубликовано в Sankirtana.net)
Хорошо…
Такого рода гуманитарная и благотворительная деятельность принесет нам и другим неоценимое благо…
Поблагодарив меня за прасад, Саша откланялся.
«Огромное спасибо за беседу, за угощение… очень благодарен.»
Через некоторое время мы встретились с ним в его музее, где он провел меня по всем залам и как экскурсовод дал небольшую лекцию.
(опубликовано в Sankirtana.net)