СВОБОДА СЛОВА (1/3)
СВОБОДА СЛОВА И СВОБОДА РАЗУМА!
Беседа с профессором Некрасовым (часть 1)
Профессор Некрасов, содержательную беседу с которым мы опубликовали во втором выпуске Харе Кришна вчера и сегодня», любезно согласился принять участие и на этот раз, за что я спешу выразить ему свою признательность.
НЕКРАСОВ: Я думаю, что наш диалог чем-то напоминает беседы, которые ведет Александр Гордон по НТВ. Только что вышла книга, где опубликованы 13 диалогов. Темы разные: «Поток времени», «Феномен жизни», «Анатомия старения», «Вампиры и Дракула», «Агрессия сверчков», «Мир как вакуум», «Математика и современная картина Вселенной», «Два мозга», «Астротическая лингвистика
и проязык человечества», «Писатель Сталин», «Христос из Кумрана» и «Древнеегипетская книга мертвых».
Эти передачи идут поздно вечером и «жаворонки» их не смотрят, их смотрят «совы» и интеллектуалы… Я должен сказать, что такого рода диалоги нас освобождают от «свободы слова», которую нам дали в последнее время и которой мы не умеем пользоваться. Вместо свободы слова пошел поток ужасной брани, пиаровских технологий и акций.
Сейчас остро встал вопрос о том, чтобы ввести закон о защите нравственности. Теперь создаются комиссии по надзору за средствами массовой информации… Конечно, такого рода диалоги позволяют ввести свободу мысли, разума, рассудка. По-западному, – это «рацио», а по-русски, как у Пушкина, – это звучит: «свобода разума».
Поэтому я предлагаю в интересах преодоления временных трудностей, накипи «свободы слова», перейти действительно к свободному мыслительному процессу общения. Тогда мы дадим нечто лучшее, чем предлагает нам Александр Гордон в своей великолепной студии, не в пример с нашими условиями. В отличие от него, у нас выглядит все очень просто. Мы делаем это абсолютно независимо от условий и обусловленности. Это ли не подлинная свобода?
МУРАЛИ МОХАН ДАС: В свое время Шрила Прабхупада сказал, что человеческая жизнь предназначена для скромной жизни и высокого мышления. С этим невозможно не согласиться.
Эти передачи идут поздно вечером и «жаворонки» их не смотрят, их смотрят «совы» и интеллектуалы… Я должен сказать, что такого рода диалоги нас освобождают от «свободы слова», которую нам дали в последнее время и которой мы не умеем пользоваться. Вместо свободы слова пошел поток ужасной брани, пиаровских технологий и акций.
Сейчас остро встал вопрос о том, чтобы ввести закон о защите нравственности. Теперь создаются комиссии по надзору за средствами массовой информации… Конечно, такого рода диалоги позволяют ввести свободу мысли, разума, рассудка. По-западному, – это «рацио», а по-русски, как у Пушкина, – это звучит: «свобода разума».
Поэтому я предлагаю в интересах преодоления временных трудностей, накипи «свободы слова», перейти действительно к свободному мыслительному процессу общения. Тогда мы дадим нечто лучшее, чем предлагает нам Александр Гордон в своей великолепной студии, не в пример с нашими условиями. В отличие от него, у нас выглядит все очень просто. Мы делаем это абсолютно независимо от условий и обусловленности. Это ли не подлинная свобода?
МУРАЛИ МОХАН ДАС: В свое время Шрила Прабхупада сказал, что человеческая жизнь предназначена для скромной жизни и высокого мышления. С этим невозможно не согласиться.
НЕКРАСОВ: Да, человеческая жизнь достаточно широка и необъятна. Я вспоминаю прогнозы на 2000 год, которые публиковались в массовых журналах, подобных «Науке и жизни», «Технике молодежи» и «Знанию–силе». Где они? Теперь их нет. «Наука и жизнь» закрыта, «Знание-сила» не выходит…
МУРАЛИ МОХАН ДАС: …а «Бхагавад-гита» (как она есть) как минимум 5000 лет существует, не выходит из моды в этой редакции (показывает книгу, перелистывая древние санскритские тексты). Точности ради замечу, что первое ее издание насчитывает порядка нескольких миллионов лет.
Об этом сказано в самой «Бхагавад-гите» ее автором. Кришна говорит: «Я поведал эту вечную науку йоги богу солнца Вивасвану, тот передал ее Ману, прородителю человечества, а Ману, в свою очередь, передал Икшваку». «Гита» впервые попала в человеческое общество где-то в конце Сатья-, начале Трета-юги.
НЕКРАСОВ: Это бесподобно! Но к этому мы еще вернемся. Что же касается прогнозов на 2000 год, то в журналах того времени были картинки. Какие это были картинки? Вот стоит очередь на терминале для полета на Марс, на Луну – вот так по-дубовому, просто, как в дверь войти, люди хотели прорваться сквозь пространство, идти, идти… чисто механическим способом пытаясь преодолеть время и пространство.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Им это удалось?
НЕКРАСОВ: Боюсь, что нет!
МУРАЛИ МОХАН ДАС: …а «Бхагавад-гита» (как она есть) как минимум 5000 лет существует, не выходит из моды в этой редакции (показывает книгу, перелистывая древние санскритские тексты). Точности ради замечу, что первое ее издание насчитывает порядка нескольких миллионов лет.
Об этом сказано в самой «Бхагавад-гите» ее автором. Кришна говорит: «Я поведал эту вечную науку йоги богу солнца Вивасвану, тот передал ее Ману, прородителю человечества, а Ману, в свою очередь, передал Икшваку». «Гита» впервые попала в человеческое общество где-то в конце Сатья-, начале Трета-юги.
НЕКРАСОВ: Это бесподобно! Но к этому мы еще вернемся. Что же касается прогнозов на 2000 год, то в журналах того времени были картинки. Какие это были картинки? Вот стоит очередь на терминале для полета на Марс, на Луну – вот так по-дубовому, просто, как в дверь войти, люди хотели прорваться сквозь пространство, идти, идти… чисто механическим способом пытаясь преодолеть время и пространство.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Им это удалось?
НЕКРАСОВ: Боюсь, что нет!
МУРАЛИ МОХАН ДАС: «Бхагавад-гита» учит, что, познав себя как вечную душу, мы преодолеваем и время, и пространство. Душа вечна, она не рождается и не умирает, не стареет и не изнашивается, как материальное тело. Вопрос о времени и пространстве (две эти категории взаимосвязаны) не стоит для человека, познавшего себя как вечную душу. Душа вечна, поэтому и жизнь вечна.
Наверное, именно это и имел ввиду Сократ, призывая сначала познать самого себя, прежде чем пускаться на поиск Абсолютной Истины. Что вы скажете по этому поводу?
НЕКРАСОВ: Да, это говорил знаменитый Сократ: «Познай самого себя! Обратись к себе как к вечной душе!» Силы человеческие не беспредельны… Что мы знаем? «Я знаю, что ничего не знаю!» – это вторая его знаменитая фраза.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Живое существо – душа. Она атомарна по отношению к Абсолютному духовному целому, но, как неотъемлемая его частичка, совершенна. Она обладает совершенным знанием, будучи частицей Абсолютной Истины.
НЕКРАСОВ: И вот современные мыслители предлагают нам двинуться на Марс… Смешно! (Профессор достает журналы и листает, находит картинки и показывает) Вот у меня в руках американский журнал, свеженький. 21-ый век – «Наука и технология». Что они сейчас пишут? Кого они предлагают отправить на Марс? Женщину. «The woman is on the Mars» Женщина на Марсе. Почему люди должны колонизировать Марс?!
Наверное, именно это и имел ввиду Сократ, призывая сначала познать самого себя, прежде чем пускаться на поиск Абсолютной Истины. Что вы скажете по этому поводу?
НЕКРАСОВ: Да, это говорил знаменитый Сократ: «Познай самого себя! Обратись к себе как к вечной душе!» Силы человеческие не беспредельны… Что мы знаем? «Я знаю, что ничего не знаю!» – это вторая его знаменитая фраза.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Живое существо – душа. Она атомарна по отношению к Абсолютному духовному целому, но, как неотъемлемая его частичка, совершенна. Она обладает совершенным знанием, будучи частицей Абсолютной Истины.
НЕКРАСОВ: И вот современные мыслители предлагают нам двинуться на Марс… Смешно! (Профессор достает журналы и листает, находит картинки и показывает) Вот у меня в руках американский журнал, свеженький. 21-ый век – «Наука и технология». Что они сейчас пишут? Кого они предлагают отправить на Марс? Женщину. «The woman is on the Mars» Женщина на Марсе. Почему люди должны колонизировать Марс?!
Делать им больше нечего – все очень просто!
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Бизнес, уважаемый профессор. Путешествие на Марс – дорогое удовольствие. Некогда они так же летали на Луну. Но спустя 30 лет, совсем недавно, выяснилось, что они там не были. Съемки были произведены в павильоне. По американскому ТВ, я сам это видел, они честно признались, что там никогда не были. Они просто всех одурачили. А сколько денег это стоило? Подобные проекты субсидируются государством, и подобные мошеничества тоже совершаются на государственном уровне.
НЕКРАСОВ: Помню, эти космонавты рассказывали нам, что на Луне они видели ангелов и прочие божественные сущности. Но если они там не были, что они могли видеть? Галлюцинации?… За такие деньги они могли увидеть что угодно. МУРАЛИ МОХАН ДАС: Интересно, а где теперь космонавты? Об этом сейчас уже никто не спрашивает… Живы ли они? Как марионетки, люди танцуют в руках провидения согласно своей карме. Кто-то получает деньги, а кто-то – бесславный конец.
НЕКРАСОВ: Но меня волнует другое. Возьмем другой журнал. В нем исследование игорного бизнеса. Есть космический бизнес, а есть игорный.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Слово «бизнес» на английском означает некое занятие, по-нашему – «дело». У меня тоже бизнес. Я служу делу распространения сознания Кришны – это мой бизнес. Миссия Шри Чайтаньи Махапрабху – это проповедь святого имени Господа Кришны, которая
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Бизнес, уважаемый профессор. Путешествие на Марс – дорогое удовольствие. Некогда они так же летали на Луну. Но спустя 30 лет, совсем недавно, выяснилось, что они там не были. Съемки были произведены в павильоне. По американскому ТВ, я сам это видел, они честно признались, что там никогда не были. Они просто всех одурачили. А сколько денег это стоило? Подобные проекты субсидируются государством, и подобные мошеничества тоже совершаются на государственном уровне.
НЕКРАСОВ: Помню, эти космонавты рассказывали нам, что на Луне они видели ангелов и прочие божественные сущности. Но если они там не были, что они могли видеть? Галлюцинации?… За такие деньги они могли увидеть что угодно. МУРАЛИ МОХАН ДАС: Интересно, а где теперь космонавты? Об этом сейчас уже никто не спрашивает… Живы ли они? Как марионетки, люди танцуют в руках провидения согласно своей карме. Кто-то получает деньги, а кто-то – бесславный конец.
НЕКРАСОВ: Но меня волнует другое. Возьмем другой журнал. В нем исследование игорного бизнеса. Есть космический бизнес, а есть игорный.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Слово «бизнес» на английском означает некое занятие, по-нашему – «дело». У меня тоже бизнес. Я служу делу распространения сознания Кришны – это мой бизнес. Миссия Шри Чайтаньи Махапрабху – это проповедь святого имени Господа Кришны, которая
основана на фундаментальном знании ведических писаний. Апаурушея – сверхчеловеческое знание. Оно совершенно и вечно. Оно неподвержено влиянию времени и ошибкам, которые свойственны обусловленным душам.
Под влиянием ложного представления о себе как о продукте материи, каждый вынужден подчиняться законам материальной природы. Мы пользуемся авторитетом Вед. Они являются эманацией дыхания Абсолютной Истины. Кришна говорит: «Я – составитель Веданты и конечная цель познания». Кришна, Абсоютная Истина, – Верховная личность Бога. Он дал нам Веды. Они записаны Вьясадевой, Его же литературной инкарнацией.
Авторитет Вед теперь признают и некоторые ученые. Веды – это эталон знания. На самом деле нет необходимости что-либо выдумывать. Истина не рождается в споре. Она существует вечно, и ученые должны попытаться приблизиться к ней.
НЕКРАСОВ: В моем представлении, бизнес означает некую прибавочную стоимость, что-то наварить, совершить сделку. Но Вы же ничего не имеете с этого? Вы распространяете сознание Кришны в чистом виде.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Хорошо, что вы так думаете. Но, тем не менее, у меня есть свой интерес. Участвуя в миссии Шри Чайтаньи Махапарабху, мы разделяем духовные девиденды. Шри Чайтанья начал Движение Санкиртаны немногим более 500 лет тому назад, и Он предсказал, что в каждом городе и деревне будут воспевать святое имя
Под влиянием ложного представления о себе как о продукте материи, каждый вынужден подчиняться законам материальной природы. Мы пользуемся авторитетом Вед. Они являются эманацией дыхания Абсолютной Истины. Кришна говорит: «Я – составитель Веданты и конечная цель познания». Кришна, Абсоютная Истина, – Верховная личность Бога. Он дал нам Веды. Они записаны Вьясадевой, Его же литературной инкарнацией.
Авторитет Вед теперь признают и некоторые ученые. Веды – это эталон знания. На самом деле нет необходимости что-либо выдумывать. Истина не рождается в споре. Она существует вечно, и ученые должны попытаться приблизиться к ней.
НЕКРАСОВ: В моем представлении, бизнес означает некую прибавочную стоимость, что-то наварить, совершить сделку. Но Вы же ничего не имеете с этого? Вы распространяете сознание Кришны в чистом виде.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Хорошо, что вы так думаете. Но, тем не менее, у меня есть свой интерес. Участвуя в миссии Шри Чайтаньи Махапарабху, мы разделяем духовные девиденды. Шри Чайтанья начал Движение Санкиртаны немногим более 500 лет тому назад, и Он предсказал, что в каждом городе и деревне будут воспевать святое имя
Кришны. Всякий, кто принимает участие в нем, обретет Его милость, любовь к Кришне. Любовь к Кришне – вот мой интерес. И чтобы ее обрести, как говорится, мы за ценой не постоим!
РЕБЕНОК ГАРРИ ПОТТЕР
НЕКРАСОВ: Я хотел спросить у Вас, как вы относитесь к детям? В общественном сознании и в мышлении обычного человека ребенок – это ангельская душа, которая ничем не обременена. Принято считать, что ребенок чист. Порой говорят: устами младенца глаголет истина. Ребенок не тяготеет к какой-то грязи.
У нас мы слышим о воспитании и образовании детей, но на Западе все чаще начинают говорить о воспитании взрослых, не о педагогике, а андрогогике. Воспитании взрослых первого, второго поколений… Мы слышим все чаще о том, что взрослых нужно перевоспитывать. Как Вы относитесь к различным возрастам в вопросе воспитания и как вы оцениваете жизнь ребенка?
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Душа никак не связана с материальным телом. Она не имеет возраста, она трансцендентана, и дети – это индивидуальные души. Тело меняется постоянно, рождается и умирает, но личность, душа, остается той же самой, неизменной.
В материальной жизни каждый проходит через шесть стадий: рождение, рост, нахождение во взрослом состоянии, производство побочных продуктов этого тела, а именно, детей, старость и смерть.
РЕБЕНОК ГАРРИ ПОТТЕР
НЕКРАСОВ: Я хотел спросить у Вас, как вы относитесь к детям? В общественном сознании и в мышлении обычного человека ребенок – это ангельская душа, которая ничем не обременена. Принято считать, что ребенок чист. Порой говорят: устами младенца глаголет истина. Ребенок не тяготеет к какой-то грязи.
У нас мы слышим о воспитании и образовании детей, но на Западе все чаще начинают говорить о воспитании взрослых, не о педагогике, а андрогогике. Воспитании взрослых первого, второго поколений… Мы слышим все чаще о том, что взрослых нужно перевоспитывать. Как Вы относитесь к различным возрастам в вопросе воспитания и как вы оцениваете жизнь ребенка?
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Душа никак не связана с материальным телом. Она не имеет возраста, она трансцендентана, и дети – это индивидуальные души. Тело меняется постоянно, рождается и умирает, но личность, душа, остается той же самой, неизменной.
В материальной жизни каждый проходит через шесть стадий: рождение, рост, нахождение во взрослом состоянии, производство побочных продуктов этого тела, а именно, детей, старость и смерть.
Дети, чаще всего, – это побочный продукт вожделения. Ваш вопрос: «Какая разница между живым существом в теле младенца и в теле взрослого?» Никакой.
Единственное преимущество детского возраста в том, что дети не вожделеют. До определенного возраста, пока не разовьются у них соответствующие органы, они не испытывают сексуального желания. Это их счатье. Потому что именно вожделение или, как Фрейд называл это, «либидо», является основной причиной всех недоразумений.
НЕКРАСОВ: В том числе и войн… Массовая культура как раз это и использует. Посмотрите на современные игорные центры, на эти компьютерные игры, на эту «поттероманию»! Гарри Поттер – это мальчик, который колдует и летает на метле.
Посмотрите на культ Покемона, карманного монстра! Все вместе это составляет целую индустрию, на которой «наваривают» миллионы и миллионы долларов взрослые дяди. Целые корпорации заняты разложением детей с малого возроста, с самого рождения. Душа ребенка чиста… Как вы считаете, она тоже подвержена закону кармы?
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Разумеется. В материальном мире все подвержены закону кармы. Если бы не было кармы, тогда не было бы ни детей, ни взрослых, никто бы не старел и не умирал, не было бы страданий и так называемых «наслаждений». Тогда этот мир ничем бы не отличался от духовного. Все в нем было бы вечно, исполнено знания и блажества.
Единственное преимущество детского возраста в том, что дети не вожделеют. До определенного возраста, пока не разовьются у них соответствующие органы, они не испытывают сексуального желания. Это их счатье. Потому что именно вожделение или, как Фрейд называл это, «либидо», является основной причиной всех недоразумений.
НЕКРАСОВ: В том числе и войн… Массовая культура как раз это и использует. Посмотрите на современные игорные центры, на эти компьютерные игры, на эту «поттероманию»! Гарри Поттер – это мальчик, который колдует и летает на метле.
Посмотрите на культ Покемона, карманного монстра! Все вместе это составляет целую индустрию, на которой «наваривают» миллионы и миллионы долларов взрослые дяди. Целые корпорации заняты разложением детей с малого возроста, с самого рождения. Душа ребенка чиста… Как вы считаете, она тоже подвержена закону кармы?
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Разумеется. В материальном мире все подвержены закону кармы. Если бы не было кармы, тогда не было бы ни детей, ни взрослых, никто бы не старел и не умирал, не было бы страданий и так называемых «наслаждений». Тогда этот мир ничем бы не отличался от духовного. Все в нем было бы вечно, исполнено знания и блажества.
Вот к чему всегда стремились великие мыслители и гуманисты.
Но что значит освободиться от кармы? Это значит – работать только ради удовлетворения Кришны. Поэтому взрослый человек имеет ответственность. Когда в его семье рождаются дети, он ответственен за их воспитание. Это не формальная ответственность, как если бы человек препоручил своих детей кому-то другому.
Говорится, что никто не должен становиться ни отцом, ни матерью, ни духовным учителем, ни президентом или общественным лидером, если он не в состоянии освободить свое потомство, учеников, последователей или граждан от страданий трех видов и круга рождения и смерти. В ведические времена родители воспитывали детей сознающими Кришну, и дети заботились о родителях в старости.
Если отец умирает, то старший сын обязан провести погребальный обряд, который помог бы душе отца получить освобождение или лучшую участь в следующей жизни (В наше время, если сын атеист, то отцу не придется рассчитывать на него в старости).
Так все становятся связаны узами кармы: жена разделяет участь мужа, и их дети, если воспитаны в сознании Кришны, способствуют душам родителей обрести спасение (по крайней мере, от суда Йамараджи) после смерти. Отец заботится о сыне, а в конце жизни сын заботится об отце. Поэтому как дети бывают зависимы от родителей, точно так же и родители бывают зависимы
Но что значит освободиться от кармы? Это значит – работать только ради удовлетворения Кришны. Поэтому взрослый человек имеет ответственность. Когда в его семье рождаются дети, он ответственен за их воспитание. Это не формальная ответственность, как если бы человек препоручил своих детей кому-то другому.
Говорится, что никто не должен становиться ни отцом, ни матерью, ни духовным учителем, ни президентом или общественным лидером, если он не в состоянии освободить свое потомство, учеников, последователей или граждан от страданий трех видов и круга рождения и смерти. В ведические времена родители воспитывали детей сознающими Кришну, и дети заботились о родителях в старости.
Если отец умирает, то старший сын обязан провести погребальный обряд, который помог бы душе отца получить освобождение или лучшую участь в следующей жизни (В наше время, если сын атеист, то отцу не придется рассчитывать на него в старости).
Так все становятся связаны узами кармы: жена разделяет участь мужа, и их дети, если воспитаны в сознании Кришны, способствуют душам родителей обрести спасение (по крайней мере, от суда Йамараджи) после смерти. Отец заботится о сыне, а в конце жизни сын заботится об отце. Поэтому как дети бывают зависимы от родителей, точно так же и родители бывают зависимы
от детей. Но на самом деле все зависимы от Кришны.
Аналогично этому, когда кто-то занимает место общественного лидера (например, президент) он становится ответственным за своих граждан. Эта ответственность выражается том, что он должен способствовать их духовному росту, иначе станет расплачиваться за все прегрешения своих граждан.
В этом, собственно говоря, и заключается миссия человеческой жизни: освободиться самому и освободить всех, кто является нашими последователями, связанными с нами разными типами отношений (как родственники, как ученики и так далее)
НЕКРАСОВ: Из этого следует, что ребенок должен получить образование и воспитание, способствующее его освобождению, а взрослые – предоставить ему шанс осознать себя как существо, временно живущее в этом теле, и так преодолеть кармическую зависимость.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Осознать свои отношения с Кришной и обрести освобождение от повторного рождения и смерти – вот истинная цель человеческой жизни. Ребенок или взрослый человек отличаются друг от друга только внешне. Эти различия не касаются души. Если человек духовно развит, он непременно должен получить освобождение, иначе цель его жизни остается не достигнутой, а его миссия не осуществленной.
«Атхато брахма джигьяса – что есть Абсолютная Истина?» Если мы не задаем себе подобного вопроса – это означает,
Аналогично этому, когда кто-то занимает место общественного лидера (например, президент) он становится ответственным за своих граждан. Эта ответственность выражается том, что он должен способствовать их духовному росту, иначе станет расплачиваться за все прегрешения своих граждан.
В этом, собственно говоря, и заключается миссия человеческой жизни: освободиться самому и освободить всех, кто является нашими последователями, связанными с нами разными типами отношений (как родственники, как ученики и так далее)
НЕКРАСОВ: Из этого следует, что ребенок должен получить образование и воспитание, способствующее его освобождению, а взрослые – предоставить ему шанс осознать себя как существо, временно живущее в этом теле, и так преодолеть кармическую зависимость.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Осознать свои отношения с Кришной и обрести освобождение от повторного рождения и смерти – вот истинная цель человеческой жизни. Ребенок или взрослый человек отличаются друг от друга только внешне. Эти различия не касаются души. Если человек духовно развит, он непременно должен получить освобождение, иначе цель его жизни остается не достигнутой, а его миссия не осуществленной.
«Атхато брахма джигьяса – что есть Абсолютная Истина?» Если мы не задаем себе подобного вопроса – это означает,
что мы просто холеные животные. Жизнь бесполезна, если мы не пытаемся обрести знание об Абсолютной Истине. Почему? Потому что человеческая жизнь не предусматривает ничего другого. Это видно невооруженным глазом.
Даже чтобы просто удовлетворять элементарные потребности тела (просто есть, спать, совокупляться и так далее, что без труда делают низшие твари, животные), для человека, считающего себя цивилизованным, всегда встречается множество трудностей.
Чувственные наслаждения совершенно не предусмотрены в человеческой форме жизни. Их можно иметь в любой другой, например, как животное, птица, рыба или как полубог. Но для человека это невозможно.
Существует так много ограничений, налагаемых законами морали, этики, нравственности и религии – все или запрещают, или ограничивают нас. Конечно, мы можем этого не признавать, желая наслаждаться, как говорят, «по-черному». Но в этом случае мы скоро убедимся в том, что само по себе человеческое тело не позволит нам делать так, как того бы хотелось. Само физическое и психическое состояние его постоянно будет напоминать нам об этом.
НЕКРАСОВ: Получается, что тексты «Бхагавад-гиты» и другие ведические писания одновременно дают нам знание и по космологии, и по социальной философии, и по антропологии, и по социальной антропологии, и, главное, что и по педагогике, и андрологике.
Даже чтобы просто удовлетворять элементарные потребности тела (просто есть, спать, совокупляться и так далее, что без труда делают низшие твари, животные), для человека, считающего себя цивилизованным, всегда встречается множество трудностей.
Чувственные наслаждения совершенно не предусмотрены в человеческой форме жизни. Их можно иметь в любой другой, например, как животное, птица, рыба или как полубог. Но для человека это невозможно.
Существует так много ограничений, налагаемых законами морали, этики, нравственности и религии – все или запрещают, или ограничивают нас. Конечно, мы можем этого не признавать, желая наслаждаться, как говорят, «по-черному». Но в этом случае мы скоро убедимся в том, что само по себе человеческое тело не позволит нам делать так, как того бы хотелось. Само физическое и психическое состояние его постоянно будет напоминать нам об этом.
НЕКРАСОВ: Получается, что тексты «Бхагавад-гиты» и другие ведические писания одновременно дают нам знание и по космологии, и по социальной философии, и по антропологии, и по социальной антропологии, и, главное, что и по педагогике, и андрологике.
Получается, что это универсальный комплекс знаний, в котором нет отдельных наук. В современной цивилизации науки расщепились, и теперь многие ученые не понимают даже друг друга – те же физики, не говоря уже о социальных науках, – все они просто полемизируют. Происходит борьба парадигм. Борьба идеологическая. Это очень серьезная борьба.
Но что получается? Здесь этого нет, нет парадигм. Но что есть? Просто знание как единая система. Можем ли мы так сказать?
ЧТО ЕСТЬ ЗНАНИЕ?
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Да, мы можем так сказать, но, прежде чем говорить о качестве знания, необходимо определиться в терминах. Что вы имеете ввиду, что я… Не будет ли разночтений и расхождений в понятии «знание»?
НЕКРАСОВ: Ну, мы этого кажется уже касались. Впрочем, мы говорили о том, что есть истина. Истина – это содержание. А что есть знание? Знание в философии – это как некое содержание нашего мышления. В разных философских школах – все по-разному. Отражение объективного мира. У субъективных идеалистов это отражение своего сознания. У объективных идеалистов – это отражение объективной идеи – если взять, к примеру, Гегеля.
Но, если взять нам нормального ученого, незашоренного и идеологически незамученного, который не проходил специальные семинары по марксизму или по философии
Но что получается? Здесь этого нет, нет парадигм. Но что есть? Просто знание как единая система. Можем ли мы так сказать?
ЧТО ЕСТЬ ЗНАНИЕ?
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Да, мы можем так сказать, но, прежде чем говорить о качестве знания, необходимо определиться в терминах. Что вы имеете ввиду, что я… Не будет ли разночтений и расхождений в понятии «знание»?
НЕКРАСОВ: Ну, мы этого кажется уже касались. Впрочем, мы говорили о том, что есть истина. Истина – это содержание. А что есть знание? Знание в философии – это как некое содержание нашего мышления. В разных философских школах – все по-разному. Отражение объективного мира. У субъективных идеалистов это отражение своего сознания. У объективных идеалистов – это отражение объективной идеи – если взять, к примеру, Гегеля.
Но, если взять нам нормального ученого, незашоренного и идеологически незамученного, который не проходил специальные семинары по марксизму или по философии
науки, то он скажет, что знание – это такое содержание нашего сознания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. То есть знание, которое может быть подтверждено. Знание может быть ложным, то есть не подтвержденным фактами. Поэтому здесь опять встает вопрос о содержании, знании как форме существования сознания.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: В «Бхагавад-гите», в 13 главе, которая называется «Природа, наслаждающийся и сознание», в 8-12 текстах приводится определение, что такое знание: «Скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота; стойкость, самодисциплина, отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего, спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; постоянная и чистая преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от общей массы людей; признание важности самореализации, философский поиск Абсолютной Истины – все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество».
И далее обширный комментарий Шрилы Прабхупады по каждому пункту этого положения: что есть настоящая скромность, что есть смирение, и так далее.
НЕКРАСОВ: Во-многом, это мне напоминает античных
МУРАЛИ МОХАН ДАС: В «Бхагавад-гите», в 13 главе, которая называется «Природа, наслаждающийся и сознание», в 8-12 текстах приводится определение, что такое знание: «Скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота; стойкость, самодисциплина, отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего, спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; постоянная и чистая преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от общей массы людей; признание важности самореализации, философский поиск Абсолютной Истины – все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество».
И далее обширный комментарий Шрилы Прабхупады по каждому пункту этого положения: что есть настоящая скромность, что есть смирение, и так далее.
НЕКРАСОВ: Во-многом, это мне напоминает античных
мыслителей. Они пытались установить идеал мудреца. Мудрец невозмутим, уединен, мудрец размышляет об Абсолютной Истине, мудрец находится в атараксии – это определение Эпикура. Если посмотреть на стоиков, то там несколько иное определение мудреца, однако те и другие настаивали, что знание может быть содержанием жизни и достоянием только отдельных, лучших личностей.
С КРИШНОЙ МЫ СВЯЗАНЫ ПУПОВИНОЙ
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Лучший – это значит, человек, познавший самого себя как вечную душу и восстановивший свои отношения с Кришной. Душа совершенна, она полна знания. Она неотъемлемая часть Абсолютной Истины. Даже в теле младенца она может глаголить истину. Поэтому, говоря об истинном знании, мы должны говорить о качествах души. Эти качества духовны. Они проявляют себя в том, кто познал самого себя.
Чистое сознание или сознание Кришны – это идеал, к которому во все времена стремились лучшие умы человечества. Если мы действуем в сознании Кришны, как вечные души, тогда в нас проявляются все те прекрасные качества, которые были описаны выше. Отсюда следует заключить, что знание – это не набор информации, а качества, которые заложены в духовной природе нашего истинного «я» и которые проявляются в служении Абсолютной Истине, Кришне – Сверхдуше, Душе всех душ.
НЕКРАСОВ: Мне это нравится. Красиво. К сожалению, совремнная наука и мышление современного человека
С КРИШНОЙ МЫ СВЯЗАНЫ ПУПОВИНОЙ
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Лучший – это значит, человек, познавший самого себя как вечную душу и восстановивший свои отношения с Кришной. Душа совершенна, она полна знания. Она неотъемлемая часть Абсолютной Истины. Даже в теле младенца она может глаголить истину. Поэтому, говоря об истинном знании, мы должны говорить о качествах души. Эти качества духовны. Они проявляют себя в том, кто познал самого себя.
Чистое сознание или сознание Кришны – это идеал, к которому во все времена стремились лучшие умы человечества. Если мы действуем в сознании Кришны, как вечные души, тогда в нас проявляются все те прекрасные качества, которые были описаны выше. Отсюда следует заключить, что знание – это не набор информации, а качества, которые заложены в духовной природе нашего истинного «я» и которые проявляются в служении Абсолютной Истине, Кришне – Сверхдуше, Душе всех душ.
НЕКРАСОВ: Мне это нравится. Красиво. К сожалению, совремнная наука и мышление современного человека
слишком далеко ушли от тех первичных, незамутненных представлений о знании, которые упомянуты в Ведах. Мышление античных философов во многом схоже с тем, что вы процитировали из «Бхагавад-гиты».
Также как ребенок связан пуповиной со своей матерью, так и эти великие мыслители древности были связаны с изначальной традицией, говоря религиозным языком, с неким заветом, который был передан Верховным.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Вы очень верно заметили – «ребенок связан пуповиной». На самом деле, каждое живое существо связано пуповиной с Верховным Живым Существом. В «Катха-Упанишад» сказано: нитьо нитьянам четанаш четананам эко бахунам йо видадхати каман. Среди бесчисленных живых существ есть одно, которое поддерживает существование остальных. Кто это существо, наш вечный благодетель?
Шри Кришна, Верховная Личность Бога, Абсолютная Истина, которая является источником всего сущего и причиной всех причин. Есть одна личность и другая. Они связаны между собой «пуповиной» любовных отношений. Благодаря этой связи, знание и все, к чему мы стремимся и развиваем привязанность, проявляется в форме служения.
Служим ли мы непосредственно Богу или опосредованно – своим чувствам, нации, родине, науке, обществу… По сути, знание трансцендентно. Оно проявляется как видья и авидья – как номинальное, духовное, так и феноменальное, т.е относящееся к материальному миру. Абсолютная Истина является источником того и другого.
Также как ребенок связан пуповиной со своей матерью, так и эти великие мыслители древности были связаны с изначальной традицией, говоря религиозным языком, с неким заветом, который был передан Верховным.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Вы очень верно заметили – «ребенок связан пуповиной». На самом деле, каждое живое существо связано пуповиной с Верховным Живым Существом. В «Катха-Упанишад» сказано: нитьо нитьянам четанаш четананам эко бахунам йо видадхати каман. Среди бесчисленных живых существ есть одно, которое поддерживает существование остальных. Кто это существо, наш вечный благодетель?
Шри Кришна, Верховная Личность Бога, Абсолютная Истина, которая является источником всего сущего и причиной всех причин. Есть одна личность и другая. Они связаны между собой «пуповиной» любовных отношений. Благодаря этой связи, знание и все, к чему мы стремимся и развиваем привязанность, проявляется в форме служения.
Служим ли мы непосредственно Богу или опосредованно – своим чувствам, нации, родине, науке, обществу… По сути, знание трансцендентно. Оно проявляется как видья и авидья – как номинальное, духовное, так и феноменальное, т.е относящееся к материальному миру. Абсолютная Истина является источником того и другого.
НЕКРАСОВ: Обычно в науке Абсолютной Истиной называют истину факта. Но обстоятельства могут изменяться, например: вода при нагревании может стать паром. Вещество при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Возможны и другие условия и ситуации: разница давлений и т.д. Даже температура закипания воды может быть разной: и 80, и 100 градусов, а может быть перегретый пар.
Таким образом, Абсолютная Истина не может быть сведена к некоему факту. Даже факты бывают разные: факты, фактики и глобальные факты, факты на уровне законов природы. Поэтому я считаю, что Абсолютная Истина – это правильное умозрение человека.
Возвращаясь к древней традиции, мы можем найти у тех же греков множество историй мифологического характера. Эти боги и богини, живущие на Олимпе, были весьма игривы. Иногда эти боги вступают в связь с земными женщинами, рождают героев… некоторым они покровительствуют, другим – нет. Среди людей у них есть свои любимцы. Нимфы живут в ручьях, а Диана бродит по холмам.
Они представляли дело так, что люди отличаются от богов только тем, что люди смертны, а боги бессмертны. Только в этом разница. Боги включены в человеческую жизнь… так ли это, с точки зрения Вед?
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Материальный мир есть отражение духовного. Поэтому, проводя аналогии, до некоторой степени нам удается представить себе, попытаться понять,
Таким образом, Абсолютная Истина не может быть сведена к некоему факту. Даже факты бывают разные: факты, фактики и глобальные факты, факты на уровне законов природы. Поэтому я считаю, что Абсолютная Истина – это правильное умозрение человека.
Возвращаясь к древней традиции, мы можем найти у тех же греков множество историй мифологического характера. Эти боги и богини, живущие на Олимпе, были весьма игривы. Иногда эти боги вступают в связь с земными женщинами, рождают героев… некоторым они покровительствуют, другим – нет. Среди людей у них есть свои любимцы. Нимфы живут в ручьях, а Диана бродит по холмам.
Они представляли дело так, что люди отличаются от богов только тем, что люди смертны, а боги бессмертны. Только в этом разница. Боги включены в человеческую жизнь… так ли это, с точки зрения Вед?
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Материальный мир есть отражение духовного. Поэтому, проводя аналогии, до некоторой степени нам удается представить себе, попытаться понять,
что есть что. С другой стороны, что представляет собой материальный мир? Материальный мир является проявлением низшей энергии Господа Кришны. Он управляется не Им самим, а полубогами, которые подобны министрам в правительстве.
Полубоги ответственны за разные сферы деятельности и жизнь разных существ, своего рода граждан, населяющих этот мир. Они обеспечивают нас светом, воздухом, теплом, продуктами питания и прочими условиями материального существования. Они дают нам определенный тип тела с его достоинствами и недостатками, согласно нашей карме. Они – слуги Господа Кришны и неукоснительно выполняют Его волю.
НЕКРАСОВ: Это очень интересный образ, который близок современному человеку, живущему в иерархии власть имущих. Есть муниципальная власть, есть….
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Да, Кришна – Верховная личность Бога, но есть и другие личности, представляющие божественное начало. Они не являются верховными, но также управляют чем-то. Так например, говорят: «Господь Брахма, Господь Шива и прочие господа с большой и малой буквы. Шри Кришна для всех господ – Верховная личность Господа. Все служат Ему. Бог один. Кто же Бог? Кришна. Он наслаждается. Все остальные служат Ему, предоставляя возможности наслаждаться. При этом, Он независим.
То есть вы можете служить Ему или нет – это ваше право. Но Ему от этого, как говорят, не холодно и не жарко.
Полубоги ответственны за разные сферы деятельности и жизнь разных существ, своего рода граждан, населяющих этот мир. Они обеспечивают нас светом, воздухом, теплом, продуктами питания и прочими условиями материального существования. Они дают нам определенный тип тела с его достоинствами и недостатками, согласно нашей карме. Они – слуги Господа Кришны и неукоснительно выполняют Его волю.
НЕКРАСОВ: Это очень интересный образ, который близок современному человеку, живущему в иерархии власть имущих. Есть муниципальная власть, есть….
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Да, Кришна – Верховная личность Бога, но есть и другие личности, представляющие божественное начало. Они не являются верховными, но также управляют чем-то. Так например, говорят: «Господь Брахма, Господь Шива и прочие господа с большой и малой буквы. Шри Кришна для всех господ – Верховная личность Господа. Все служат Ему. Бог один. Кто же Бог? Кришна. Он наслаждается. Все остальные служат Ему, предоставляя возможности наслаждаться. При этом, Он независим.
То есть вы можете служить Ему или нет – это ваше право. Но Ему от этого, как говорят, не холодно и не жарко.
Как Он наслаждается, будучи независимым? Нам трудно себе это представить, потому что мы всегда от кого-то зависимы – даже в том, чтобы просто поесть или поспать, или совокупиться.
Всем этим заведуют полубоги, выдавая наслаждения и страдания строго по мерке, отпущенной Верховным, который является свиделем всей нашей деятельности, пребывая как Сверхдуша (Параматма) в нашем сердце, в сердце других существ и в ядре каждого атома.
В нашей жизни мы видим, что каждый из нас чем-то управляет, и, в свою очередь, управляем кем-то выше. Бесспорно, иерархии существуют, но Кришна управляет всеми иерархиями и иерархами, включая самых великих полубогов, Господа Брахму и Господа Шиву.
НЕКРАСОВ: Интересная мысль. Получается, что есть вертикаль власти. Это то, что сейчас делает Путин. Он наводит порядок, подчиняя себе самодеятельных баронов…
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Да, но Кришна подчиняет всех, и даже тех, кто противится его воле, не желая никому подчиняться.
НЕКРАСОВ: Я рассуждаю, как философ. У Лейбница, например, общественное сознание – это отражение структуры политической и государственной жизни. Есть уровни и иерархия властей: муниципальная, государственная, низшего уровня, власть федеральная, окружная и так далее…
Всем этим заведуют полубоги, выдавая наслаждения и страдания строго по мерке, отпущенной Верховным, который является свиделем всей нашей деятельности, пребывая как Сверхдуша (Параматма) в нашем сердце, в сердце других существ и в ядре каждого атома.
В нашей жизни мы видим, что каждый из нас чем-то управляет, и, в свою очередь, управляем кем-то выше. Бесспорно, иерархии существуют, но Кришна управляет всеми иерархиями и иерархами, включая самых великих полубогов, Господа Брахму и Господа Шиву.
НЕКРАСОВ: Интересная мысль. Получается, что есть вертикаль власти. Это то, что сейчас делает Путин. Он наводит порядок, подчиняя себе самодеятельных баронов…
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Да, но Кришна подчиняет всех, и даже тех, кто противится его воле, не желая никому подчиняться.
НЕКРАСОВ: Я рассуждаю, как философ. У Лейбница, например, общественное сознание – это отражение структуры политической и государственной жизни. Есть уровни и иерархия властей: муниципальная, государственная, низшего уровня, власть федеральная, окружная и так далее…
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Подобное происходит от подобного. Так же как Кришна создал человека по своему подобию, так и материальный мир создан по подобию духовного, с той приниципиальной разницей, что в нем нет реальности в силу временного, изменяющегося состояния форм, названий и обозначений. Материальный мир – это извращенное отражение духовного.
Например, вершина дерева – это высшая его точка, но в отражении – это низшая. То, что в духовной жизни занимает самое возвышенное положение, например любовь, то в материальной – как вожделение, самое низменное и порицаемое, конечно, с точки зрения человеческой нравственности, этики и религии.
НЕКРАСОВ: Православная церковь нам тоже говорит об иерархии ангелов, архангелов и прочих чинов иконостаса. У них есть шесть уровней иконостаса.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Религия – это закон Бога. Она дана Богом. Бог совершенен и Его закон совершенен. Если наши законопроекты сверять с законом Бога, тогда не будет необходимости так часто перестраиваться. Например, в Библии сказано: «Не убий! Не прелюбодействуй! Не укради!» и прочее.
Следовательно, это должно быть правилом для всех членов общества. Убийство животных должно быть запрещено, за убийство человека должна быть введена смертная казнь, брак должен быть нерушим, производство абортов должно расцениваться наравне с убийством человека. Воровство должно быть не только порицаемо,
Например, вершина дерева – это высшая его точка, но в отражении – это низшая. То, что в духовной жизни занимает самое возвышенное положение, например любовь, то в материальной – как вожделение, самое низменное и порицаемое, конечно, с точки зрения человеческой нравственности, этики и религии.
НЕКРАСОВ: Православная церковь нам тоже говорит об иерархии ангелов, архангелов и прочих чинов иконостаса. У них есть шесть уровней иконостаса.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Религия – это закон Бога. Она дана Богом. Бог совершенен и Его закон совершенен. Если наши законопроекты сверять с законом Бога, тогда не будет необходимости так часто перестраиваться. Например, в Библии сказано: «Не убий! Не прелюбодействуй! Не укради!» и прочее.
Следовательно, это должно быть правилом для всех членов общества. Убийство животных должно быть запрещено, за убийство человека должна быть введена смертная казнь, брак должен быть нерушим, производство абортов должно расцениваться наравне с убийством человека. Воровство должно быть не только порицаемо,
но и наказуемо.
Если мы склонны к воровству, то, надо думать, что мы воруем у Бога. Если мы используем что-либо не в служении Богу, а ради своих корыстных интересов, даже под видом альтруизма, национализма или другого «изма», то, по большому счету, мы – воры. Вор всегда пытается найти себе оправдание. Если ему сказать, что воровать нехорошо, то он скажет: «Да. Но я ворую не для себя, а для семьи, для малых деток, на благо моей общины (и так далее). Если я не буду воровать, все умрут с голоду, моя семья, мои детки – как я буду жить?»
Но это не является оправданием. Аналогично, все социальные программы и сама религия должна служить интересам Бога, а не какой-либо секте, которая пробралась к власти. Если кто-то служит Господу с любовью, то такое служение приносит величайшее благо всем живым существам, потому что каждое существо является частицей Господа.
Это заявление не противоречит ни одному писанию мира. Библия в своей первой заповеди провозглашает: «Возлюби Бога всем сердцем и разумом!» Тоже самое сказано в Коране и в Торе. Об этом сказано и в «Бхагавад-гите». «Тот, кто сделал Меня высшей целью своей жизни, очень и очень дорог Мне», – говорит Кришна. Мерилом истины и нашего процветания должно стать то, насколько Кришна доволен всем, что мы делаем.
В современный век вражды и лицемерия ведические писания настоятельно рекомендуют совместное
Если мы склонны к воровству, то, надо думать, что мы воруем у Бога. Если мы используем что-либо не в служении Богу, а ради своих корыстных интересов, даже под видом альтруизма, национализма или другого «изма», то, по большому счету, мы – воры. Вор всегда пытается найти себе оправдание. Если ему сказать, что воровать нехорошо, то он скажет: «Да. Но я ворую не для себя, а для семьи, для малых деток, на благо моей общины (и так далее). Если я не буду воровать, все умрут с голоду, моя семья, мои детки – как я буду жить?»
Но это не является оправданием. Аналогично, все социальные программы и сама религия должна служить интересам Бога, а не какой-либо секте, которая пробралась к власти. Если кто-то служит Господу с любовью, то такое служение приносит величайшее благо всем живым существам, потому что каждое существо является частицей Господа.
Это заявление не противоречит ни одному писанию мира. Библия в своей первой заповеди провозглашает: «Возлюби Бога всем сердцем и разумом!» Тоже самое сказано в Коране и в Торе. Об этом сказано и в «Бхагавад-гите». «Тот, кто сделал Меня высшей целью своей жизни, очень и очень дорог Мне», – говорит Кришна. Мерилом истины и нашего процветания должно стать то, насколько Кришна доволен всем, что мы делаем.
В современный век вражды и лицемерия ведические писания настоятельно рекомендуют совместное
воспевание святых имен: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. В «Кали-сантарана упанишад» говорится, что эти 16 слов маха-мантры специально предназначены для достижения освобождения.
Таким образом, преданное служение Верховной личности Бога Шри Кришне должно стать целью нашей жизни, единственным занятием, высшей формой благотворительности и религиозности. Религия хороша, если ее используют для развития любви к Богу.
Но если она служит интересам власть имущих и используется ради политических или экономических целей, то становится бесполезной, пустой, как всякая материальная деятельность, которая заканчивается со смертью этого тела.
Занимаясь политикой, пытаясь благоустроить свою жизнь, люди всегда должны согласовывать местные законы с законом Бога. Закон Бога безупречен, потому что сам Бог безупречен. Все, что с Ним связано, безупречно. Если принять это во внимание и следовать изначальному закону Бога, изложенному в ведической литературе, то нам не нужно будет так часто перестраиваться.
В данном случае мы практикуем сознание Кришны или сознание Бога, посвящая себя чистому преданному служению. И что же от нас требуется? Шраванам, киртанам, вишнох смаранам, пада севанам, арчанам, ванданам, дасьям, сакхьям, атма ниведанам… – слушать, воспевать, помнить о Кришне, поклоняться,
Таким образом, преданное служение Верховной личности Бога Шри Кришне должно стать целью нашей жизни, единственным занятием, высшей формой благотворительности и религиозности. Религия хороша, если ее используют для развития любви к Богу.
Но если она служит интересам власть имущих и используется ради политических или экономических целей, то становится бесполезной, пустой, как всякая материальная деятельность, которая заканчивается со смертью этого тела.
Занимаясь политикой, пытаясь благоустроить свою жизнь, люди всегда должны согласовывать местные законы с законом Бога. Закон Бога безупречен, потому что сам Бог безупречен. Все, что с Ним связано, безупречно. Если принять это во внимание и следовать изначальному закону Бога, изложенному в ведической литературе, то нам не нужно будет так часто перестраиваться.
В данном случае мы практикуем сознание Кришны или сознание Бога, посвящая себя чистому преданному служению. И что же от нас требуется? Шраванам, киртанам, вишнох смаранам, пада севанам, арчанам, ванданам, дасьям, сакхьям, атма ниведанам… – слушать, воспевать, помнить о Кришне, поклоняться,
возносить молитвы…
Бхакти-йога – это преданное любовное служение. Смысл его сводится к развитию постоянной памяти о Боге, и, в особенности, в момент смерти. Когда мы оставляем материальное тело, вспоминая Бога или повторяя Его имена, то возвращаемся к Богу. Такова наша идея и практика. Воспевание Харе Кришна маха-мантры – это рекомендованный процесс достижения освобождения от круга рождения и смерти.
НЕКРАСОВ: Если человечество не примет эту главную идею, то получится, как на картине Брейгеля: слепые ведут слепых, и все падают в яму. Люди постоянно падают, встают и снова падают – постоянный процесс воспроизводства. Здесь нет прогресса. В 19-ом веке Спенсер верил в прогресс.
Но уже Герберт Уэллс и Жюль Верн показали, что прогресс может привести к ужасным последствиям. 20-ый век уже показал это наглядно. Идет уплотнение времени. 21-ый век будет отличаться от 19-го как 20-ый от 12-го – радикально. Мы это видим. Это ведет к тому, что люди будут бесконечно падать, как на этой картине.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Очень удачная аналогия…
НЕКРАСОВ: Они падают. Впереди них человек с палкой… но он слепой. И остальные за ним тоже слепые. Держатся друг за друга, – и вот уже на краю ямы. Если они упадут туда, им никогда не подняться. Эта страшная аналогия проходит через всю средневековую культуру.
Бхакти-йога – это преданное любовное служение. Смысл его сводится к развитию постоянной памяти о Боге, и, в особенности, в момент смерти. Когда мы оставляем материальное тело, вспоминая Бога или повторяя Его имена, то возвращаемся к Богу. Такова наша идея и практика. Воспевание Харе Кришна маха-мантры – это рекомендованный процесс достижения освобождения от круга рождения и смерти.
НЕКРАСОВ: Если человечество не примет эту главную идею, то получится, как на картине Брейгеля: слепые ведут слепых, и все падают в яму. Люди постоянно падают, встают и снова падают – постоянный процесс воспроизводства. Здесь нет прогресса. В 19-ом веке Спенсер верил в прогресс.
Но уже Герберт Уэллс и Жюль Верн показали, что прогресс может привести к ужасным последствиям. 20-ый век уже показал это наглядно. Идет уплотнение времени. 21-ый век будет отличаться от 19-го как 20-ый от 12-го – радикально. Мы это видим. Это ведет к тому, что люди будут бесконечно падать, как на этой картине.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Очень удачная аналогия…
НЕКРАСОВ: Они падают. Впереди них человек с палкой… но он слепой. И остальные за ним тоже слепые. Держатся друг за друга, – и вот уже на краю ямы. Если они упадут туда, им никогда не подняться. Эта страшная аналогия проходит через всю средневековую культуру.
Что им поможет? Свет разума! Не свет глаз, а разума.
В античной философии и в искусстве… вы помните Эдипа, который выколол себе глаза. Глаза его обманывали. Он решил уйти из чувственной жизни. Глаза дают нам максимум 90% информации о мире. Остальные чувства дают значительно меньше. Эдип полагался на разум. Но древние греки – всего-навсего дети человечества.
Теперь, в 20-м столетии, люди все больше и больше видят, что представляет собой разум. Разум может создать атомную бомбу, а атомная бомба – это конец человечеству. Но есть еще более чудовищные изобретения…
Чистая рациональность. Она может запланировать и создать концлагерь, массовое оружие уничтожения. В этом опасность. Не случайно, в конце 20-го века, мы видим резкий поворот к религиозным и духовным ценностям, вечным ценностям.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Такое понимание очень важно. Это свидетельство проявления саттвической природы, а лучше сказать, проблеск сознания Кришны. Даже при наличии разума, если человек находится под влиянием низших гун, раджа- и тама-гуны (страсти и невежества), вся его деятельность будет направлена во зло самому же себе, на разрушение.
Только потому, что в современном обществе недостаток людей, которые бы развили в себе саттвическую природу, следуя регулирующим принципам, все общество страдает.
В античной философии и в искусстве… вы помните Эдипа, который выколол себе глаза. Глаза его обманывали. Он решил уйти из чувственной жизни. Глаза дают нам максимум 90% информации о мире. Остальные чувства дают значительно меньше. Эдип полагался на разум. Но древние греки – всего-навсего дети человечества.
Теперь, в 20-м столетии, люди все больше и больше видят, что представляет собой разум. Разум может создать атомную бомбу, а атомная бомба – это конец человечеству. Но есть еще более чудовищные изобретения…
Чистая рациональность. Она может запланировать и создать концлагерь, массовое оружие уничтожения. В этом опасность. Не случайно, в конце 20-го века, мы видим резкий поворот к религиозным и духовным ценностям, вечным ценностям.
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Такое понимание очень важно. Это свидетельство проявления саттвической природы, а лучше сказать, проблеск сознания Кришны. Даже при наличии разума, если человек находится под влиянием низших гун, раджа- и тама-гуны (страсти и невежества), вся его деятельность будет направлена во зло самому же себе, на разрушение.
Только потому, что в современном обществе недостаток людей, которые бы развили в себе саттвическую природу, следуя регулирующим принципам, все общество страдает.
Кризис сознания Кришны, как Вы правильно заметили, слепые ведут слепых.
Пока хотя бы какая-то часть населения планеты не станет полностью сознающими Кришну и не обретет брахманические качества, нельзя ждать мира и процветания ни на уровне личности, ни на уровне общества.
БОГ ПОМОГАЕТ ТОМУ, КТО ПОМОГАЕТ САМ СЕБЕ!
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Лучшие умы человечества всегда искали пути к обретению гармонии, мира и процветания, выдвигая различные теории. Они ищут их до сих пор. Это и понятно: пока человек не познает самого себя как вечную душу и не восстановит свои отношения со Сверхдушой, Кришной, мир и гармония в обществе будут весьма проблематичны. Мир и гармония – это мир и гармония в самом себе.
Как говорят: «Человек, помогай себе сам!» Но как мы можем помочь себе, не зная, кто мы есть и каковы наши насущные потребности и предписанные обязанности? Вопрос остается открытым. Да, Бог помогает тому, кто помогает сам себе. Что это значит?
Шрила Прабхупада объясняет это положение следующим образом: «Представьте, что у меня заболел палец. Естественно, что пока он на руке, я буду о нем заботится. Я потрачу много денег, чтобы вылечить его. Но вот другая ситуция. Тот же самый палец ампутирован, может ли он помочь себе сам? Нет!
Пока хотя бы какая-то часть населения планеты не станет полностью сознающими Кришну и не обретет брахманические качества, нельзя ждать мира и процветания ни на уровне личности, ни на уровне общества.
БОГ ПОМОГАЕТ ТОМУ, КТО ПОМОГАЕТ САМ СЕБЕ!
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Лучшие умы человечества всегда искали пути к обретению гармонии, мира и процветания, выдвигая различные теории. Они ищут их до сих пор. Это и понятно: пока человек не познает самого себя как вечную душу и не восстановит свои отношения со Сверхдушой, Кришной, мир и гармония в обществе будут весьма проблематичны. Мир и гармония – это мир и гармония в самом себе.
Как говорят: «Человек, помогай себе сам!» Но как мы можем помочь себе, не зная, кто мы есть и каковы наши насущные потребности и предписанные обязанности? Вопрос остается открытым. Да, Бог помогает тому, кто помогает сам себе. Что это значит?
Шрила Прабхупада объясняет это положение следующим образом: «Представьте, что у меня заболел палец. Естественно, что пока он на руке, я буду о нем заботится. Я потрачу много денег, чтобы вылечить его. Но вот другая ситуция. Тот же самый палец ампутирован, может ли он помочь себе сам? Нет!
И мне до него нет дела, поскольку он не на руке.
Аналогично этому, помочь себе – это значит принять положение, зависимое от Кришны. Пока я с Кришной, служу Кришне, Кришна будет заботится обо мне. Поэтому, как неотъемлемая частица Кришны, я всегда должен искать покровительства у Кришны. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Арджуна, во всем полагайся на Меня, действуй под Моей защитой и так, служа Мне, осознавай Меня полностью». (Бх.г.18.57.) Вот это истинная помощь себе.
Если мы принимаем служение Кришне, Он будет заботиться о нас. Это как раз то, что мы имеем ввиду, когда говорим, что Бог помогает тому, кто помогает сам себе. В истории тому есть тьма примеров. Вот один из них. Когда Адам и Ева были полностью зависимы от Бога, им не нужно было работать в поте лица ради краюшки хлеба.
Современные труженики могут этому только удивляться. Как это возможно? На что они жили? Для современного человека это непостижимо. Он не верит. Конечно, трудно поверить, глядя на то, как некоторые люди работают. По глупости они считают это счастьем, почитают трудовые будни, как праздники, не имея другой радости в жизни.
Например, один мой знакомый в Америке работает таксистом. «Сегодня, – говорит он, – я хорошо поработал, 20 часов отпахал. Устал!» Он устал, и его усталость – это единственная награда. Эти глупцы не видят в жизни ничего хорошего, но при этом умудряются из сущей
Аналогично этому, помочь себе – это значит принять положение, зависимое от Кришны. Пока я с Кришной, служу Кришне, Кришна будет заботится обо мне. Поэтому, как неотъемлемая частица Кришны, я всегда должен искать покровительства у Кришны. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Арджуна, во всем полагайся на Меня, действуй под Моей защитой и так, служа Мне, осознавай Меня полностью». (Бх.г.18.57.) Вот это истинная помощь себе.
Если мы принимаем служение Кришне, Он будет заботиться о нас. Это как раз то, что мы имеем ввиду, когда говорим, что Бог помогает тому, кто помогает сам себе. В истории тому есть тьма примеров. Вот один из них. Когда Адам и Ева были полностью зависимы от Бога, им не нужно было работать в поте лица ради краюшки хлеба.
Современные труженики могут этому только удивляться. Как это возможно? На что они жили? Для современного человека это непостижимо. Он не верит. Конечно, трудно поверить, глядя на то, как некоторые люди работают. По глупости они считают это счастьем, почитают трудовые будни, как праздники, не имея другой радости в жизни.
Например, один мой знакомый в Америке работает таксистом. «Сегодня, – говорит он, – я хорошо поработал, 20 часов отпахал. Устал!» Он устал, и его усталость – это единственная награда. Эти глупцы не видят в жизни ничего хорошего, но при этом умудряются из сущей
каторги сделать для себя праздник.
Так действуют гуны материальной природы – иллюзия создает иллюзорное счастье. Таково у людей представление о счастье. Работать, как осел, иметь пучок травы, немного секса – вот счастье! И усталость – им награда. Почему это происходит?
Душа блаженна по своей природе, поэтому она будет искать себе удовольствие даже на сущей каторге. Но может ли она быть удовлетворена таково рода наслаждениями? В «Бхагавад-гите» говорится, что в соответствии с тремя гунами природы человек имет определенный тип веры, удовольствие, профессиональные наклонности, род пищи, аскезу, благотворительность, представление о счастье и прочее.
В фильмах Чарли Чаплина с его героем постоянно происходят какие-то ужасные вещи: то он падает, расшибается чуть не насмерть, то на него что-то сваливается, то с ним приключатся беды… Человек страдает, ему больно Но, при виде этого, зрители, как ни странно, покатываются со смеху.
На самом деле, все, что происходит с Чарли, ужасно. Его бы пожалеть самое время. Но все смеются. В жизни с каждым это может произойти, и это происходит таки, но люди смеются. Они смеются над самими собой, над своим собственным несчастьем, глупо, идиотично… Это им доставляет удовольствие. Такого рода счастье находится в гуне невежества.
Так действуют гуны материальной природы – иллюзия создает иллюзорное счастье. Таково у людей представление о счастье. Работать, как осел, иметь пучок травы, немного секса – вот счастье! И усталость – им награда. Почему это происходит?
Душа блаженна по своей природе, поэтому она будет искать себе удовольствие даже на сущей каторге. Но может ли она быть удовлетворена таково рода наслаждениями? В «Бхагавад-гите» говорится, что в соответствии с тремя гунами природы человек имет определенный тип веры, удовольствие, профессиональные наклонности, род пищи, аскезу, благотворительность, представление о счастье и прочее.
В фильмах Чарли Чаплина с его героем постоянно происходят какие-то ужасные вещи: то он падает, расшибается чуть не насмерть, то на него что-то сваливается, то с ним приключатся беды… Человек страдает, ему больно Но, при виде этого, зрители, как ни странно, покатываются со смеху.
На самом деле, все, что происходит с Чарли, ужасно. Его бы пожалеть самое время. Но все смеются. В жизни с каждым это может произойти, и это происходит таки, но люди смеются. Они смеются над самими собой, над своим собственным несчастьем, глупо, идиотично… Это им доставляет удовольствие. Такого рода счастье находится в гуне невежества.
Материальная жизнь полна неприятностей, но люди оптимистичны. Они браво отправляются в ад пьяной, веселой гурьбой и тащат за собой других, подогнав под это научную платформу. Давая всякий раз научное объяснение и выдавая это за знание. Такого рода удовольствие и знание находятся в гуне невежества. Можно ли их считать нормальными людьми? Пир во время чумы, на собственной панихиде!
В свое время, академик Павлов ставил опыты на собаках и обезьянах. В Колтушах (под С.Петербургом) их ставили до самой перестройки. Обезьяне кладут кусочек пищи и два электрода. Всякий раз, когда она протягивает руку, чтобы взять и насладиться, ее бьет током. Она хочет наслаждаться,и вский раз ее ударяет. Она впадает в бешенство…
Так и глупых материалистов-тружеников материальная природа постоянно ставит в невыносимые условия существования. Но вместо того, чтобы оставить тщетные попытки и предаться Кришне, они снова суют руку, и их снова бьет током. Истерия чувственных наслаждений достигает апогея, когда, ради временного, преходящего и иллюзорного счастья, люди начинают убивать друг друга.
Что же является причиной этого? Вожделение, которое заставляет поступать греховно, после чего наступает расплата, подобная электрическому шоку.
БОГ ДАСТ ДЕНЬ – ДАСТ И ПИЩУ!
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Бог заботится о поддержании
В свое время, академик Павлов ставил опыты на собаках и обезьянах. В Колтушах (под С.Петербургом) их ставили до самой перестройки. Обезьяне кладут кусочек пищи и два электрода. Всякий раз, когда она протягивает руку, чтобы взять и насладиться, ее бьет током. Она хочет наслаждаться,и вский раз ее ударяет. Она впадает в бешенство…
Так и глупых материалистов-тружеников материальная природа постоянно ставит в невыносимые условия существования. Но вместо того, чтобы оставить тщетные попытки и предаться Кришне, они снова суют руку, и их снова бьет током. Истерия чувственных наслаждений достигает апогея, когда, ради временного, преходящего и иллюзорного счастья, люди начинают убивать друг друга.
Что же является причиной этого? Вожделение, которое заставляет поступать греховно, после чего наступает расплата, подобная электрическому шоку.
БОГ ДАСТ ДЕНЬ – ДАСТ И ПИЩУ!
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Бог заботится о поддержании
каждого. Он дал нам это материальное тело, и Он дал все необходимое для удовлетворения чувств и поддержания этого тела. Нет экономических проблем в животном царстве. Всем всего хватает, хотя никто не сеет и не пашет. Птички кушают, и слоны едят. Кришна удовлетворяет потребности каждого. Птичке нужно несколько зернышек, а слону – 40 килограммов.
Но Кришна удовлетворяет потребности каждого и не просит отрабатывать больше, чем живое существо может. Истинный коммунизм. Кришна не говорит слону: «Что ты так много жрешь? Иди работай!» Он поддерживает все существа, обепечивая всем необходимым. Почему же человек «разумный» создал для себя столь адские условия существования? Потому что забыл Бога. Нет другого объяснения. И единственно, что требуется от человека, – это просто осознавать Кришну и служит Ему с любовью и преданностью.
Такое служение отлично от каторги, поденного труда ради хлеба насущного на каждый день. Говорят – Бог даст день, даст и пищу! Не так ли? Это философия сознания Кришны. В основе любой деятельности лежит та или иная философия. Поэтому выбрать правильную философию – это значит решить проблемы. Духовный мир – реальность. Там все вечно, исполненно знания (сознания) и блаженства.
Поэтому, вместо того, чтобы пытаться построить свой новый мир, создать рай на земле, нужно пойти туда, где все уже готово для наших наслаждений. Единственная плата за это – наша вера в святое имя, которое неотлично
Но Кришна удовлетворяет потребности каждого и не просит отрабатывать больше, чем живое существо может. Истинный коммунизм. Кришна не говорит слону: «Что ты так много жрешь? Иди работай!» Он поддерживает все существа, обепечивая всем необходимым. Почему же человек «разумный» создал для себя столь адские условия существования? Потому что забыл Бога. Нет другого объяснения. И единственно, что требуется от человека, – это просто осознавать Кришну и служит Ему с любовью и преданностью.
Такое служение отлично от каторги, поденного труда ради хлеба насущного на каждый день. Говорят – Бог даст день, даст и пищу! Не так ли? Это философия сознания Кришны. В основе любой деятельности лежит та или иная философия. Поэтому выбрать правильную философию – это значит решить проблемы. Духовный мир – реальность. Там все вечно, исполненно знания (сознания) и блаженства.
Поэтому, вместо того, чтобы пытаться построить свой новый мир, создать рай на земле, нужно пойти туда, где все уже готово для наших наслаждений. Единственная плата за это – наша вера в святое имя, которое неотлично
от Самого Кришны. Харе Кришна!
НЕКРАСОВ: Согласен. Адам и Ева не решили проблему взаимоотношений с Богом, поэтому, вероятно, они и были изгнаны из рая. Вот я видел картину Тернера «Изгнание из рая». Там пасутся овечки, стада, изобилие фруктов, солнце светит, открываются врата и…
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Для того, чтобы жить, уже все есть: изобилие фруктов и с кого шерсть постричь. Раньше, когда я проповедовал, мне говорили: «Где фрукты, где овощи? Мы живем не в Индии. У нас растет только картошка. Здесь нет фруктов». Теперь мы видим, что фрукты и овощи есть круглый год, даже в Сибири, я был там, даже за полярным кругом. Спрос определяет поступление товаров потребления. И теперь нет никаких шансов не стать вегетарианцем.
Однако, некоторые и теперь упорствуют. Они идут в христианский храм и изучают Библию, не для того, чтобы служить Богу, а чтобы оправдать свои дурные наклонности, в частности, поедание плоти.
(опубликовано в Sankirtana.net)
продолжение тут:
НЕКРАСОВ: Согласен. Адам и Ева не решили проблему взаимоотношений с Богом, поэтому, вероятно, они и были изгнаны из рая. Вот я видел картину Тернера «Изгнание из рая». Там пасутся овечки, стада, изобилие фруктов, солнце светит, открываются врата и…
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Для того, чтобы жить, уже все есть: изобилие фруктов и с кого шерсть постричь. Раньше, когда я проповедовал, мне говорили: «Где фрукты, где овощи? Мы живем не в Индии. У нас растет только картошка. Здесь нет фруктов». Теперь мы видим, что фрукты и овощи есть круглый год, даже в Сибири, я был там, даже за полярным кругом. Спрос определяет поступление товаров потребления. И теперь нет никаких шансов не стать вегетарианцем.
Однако, некоторые и теперь упорствуют. Они идут в христианский храм и изучают Библию, не для того, чтобы служить Богу, а чтобы оправдать свои дурные наклонности, в частности, поедание плоти.
(опубликовано в Sankirtana.net)
продолжение тут: