![96da9cb3296b050439e17507cd2e85d6](https://muralimohan.org/wp-content/uploads/2016/06/vzaimoponimanie.jpg)
Основа для взаимопонимания
Попытки объединить людей и все живые существа предпринимались и предпринимаются в этом мире испокон веку и, как правило, безуспешно. Люди пытались объединиться на основе этноса, культуры, расы, национальной принадлежности, языковой и пр. идентификации, на основе религии и вероисповедания (отождествление себя с другими, на основе убеждений и единомыслия, посредством которого индивид приписывает себе характеристики других людей, на основании сходства объектов, места рождения и возраста индивидов).
Все эти попытки неизбежно приводили к разрушительным
Из всех перечисленных выше идей, вопрос c национальной или религиозной идеей на сегодняшний день – самый глупый. Жизнь в самом своем разнообразии не подтвердила и не нашла ни одной такой идеи, которая бы была принята всеми как абсолютно справедлива, отвечающая всем требованиям человека разумного.
В материальном мире, как утверждают социологи, успешными являются те общества, где высок уровень жизни, где единство целей сопряжено с реальными качествами отношений между людьми по формуле “Один за всех и все за одного”. Такие общества сильны и побеждают в выживании. Какая у них идея или яснее сказать, максима существования? – Система ЭТИКИ. Именно система этики, КАК ЗАКОН условий эффективного выживания, позволяет успешно выживать. Вся и любая этика базируется только на двух понятиях: “Благо твоего ближнего важнее твоего блага”, и “По возможности, не причиняй страданий ближним”. Из солидарности с ними вытекают все и любые мелкие этические решения в людской жизни.
БЕЗУМСТВУ ГЛУПЫХ ПОЕМ МЫ СЛАВУ
Существует большое число разнообразных этических систем, различающихся по их содержанию и обоснованию. Концепции гетерономной этики считают что, мораль имеет внешний по отношению к человеку
Поскольку Бог нередко контролирует выполнение своих законов, воздавая каждому по заслугам, самоценность Добра и других моральных ценностей теряется, её заменяют угроза наказания или обещание награды. Автономная этика предполагает, что человек сам создаёт свою нравственность, формальной этикой или материальной этикой ценностей. Абсолютная этика (моральный абсолютизм) считает моральные ценности существующими независимо от их признания, относительная этика (моральный релятивизм) рассматривает моральные ценности зависящими от деятельности человека.
В зависимости от целей субъекта этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской. Социальная этика – учение о нравственных отношениях и обязанностях, связанных с жизнью в обществе. Контекстуальная этика считает, что принятие морального решения в данной конкретной ситуации зависит не от общих принципов и норм нравственности, от условий данной ситуации, то есть от контекста.
ВАРНАШРАМА-ДХАРМА
Варны
Согласно системе варнашрамы, общество делится на четыре варны:
1) Брахманы – учителя и священники.
2) Кшатрии – воины, правители, дворяне.
3) Вайшьи – земледельцы, торговцы и предприниматели.
4) Шудры – слуги и рабочие.
Ашрамы
Ведийская система ашрамов представляет собой четыре уклада духовной жизни, которые практикуются во всех основных направлениях современного индуизма. Человеческая жизнь (продолжительность которой берётся как 100 лет) делится на четыре равных периода по 25 лет каждый:
1) Брахмачарья – первый период жизни, стадия обучения, которую ученик проводит, практикуя половое воздержание и занимаясь служением гуру, получая от него духовное знание.
2) Грихастха – семейная жизнь, работа. В этом ашраме осуществляются пурушартхи камы и артхи. Долг семьянина-индуса заключается в поддержании своих родителей, детей, гостей и святых личностей.
4) Санньяса – последний этап жизни, стадия полного отречения от материального мира, которая характеризуется аскетизмом и полным посвящением самосознанию и духовным практикам. В этом ашраме осуществляется необходимая подготовка к моменту смерти и достижению мокши.
Согласно религиозной традиции индуизма, варнашрама-дхарма существовала со времени возникновения цивилизации и была создана Самим Богом. В “Бхагавад-гите” Кришна говорит: В соответствии с тремя гунами материальной природы и деятельностью (кармой), связанной с ними, Мною созданы четыре класса человеческого общества (Бх.г.4.13).
“Вишну-пурана” (3.8.9) поясняет далее: Верховная Личность Бога, Вишну, должен почитаться надлежащим исполнением предписанных обязанностей в системе варн и ашрамов. Нет другого пути, чтобы удовлетворить Всевышнего Господа. Человек должен находиться в системе четырёх варн и четырёх ашрамов.
В различных писаниях индуизма объясняется, что общественная система без варнашрамы не может нормально функционировать. Эта упорядоченная структура человеческого общества является естественной
В ведийском обществе система варнашрамы рассматривалась как совершенный материальный инструмент, способный возвысить человека до духовного уровня. Если каждый будет служить Богу, выполняя свои обязанности, то в обществе будут царить мир и благополучие, а человек сможет, в конце концов, достичь мокши (освобождения). Согласно ведийской литературе, в прошлом варнашрама-дхарма была не просто умозрительной концепцией. Это была система общественного устройства, которая существовала во всем мире. Её центральным элементом выступал могущественный, благочестивый царь, который в своей деятельности руководствовался советами брахманов. В истории древней Индии были такие цари, как Притху, Прахлада, Дхрува, Рама, Юдхиштхира и Парикшит, которые идеально управляли государством в течение тысячелетий.
БХАГАВАТА-ДХАРМА
В вайшнавской философии существуют четыре направления: шуддха-адвайта (полное однообразие и единство), двайта-адвайта (одновременное единство и различие), вишишта-адвайта и двайта. В основном, все эти философии базируются на “Шримад Бхагаватам”. В общем смысле вайшнавизм – это наука о бхакти-йоге, преданном
В конце Бхагавад-гиты (Бх.18.66) Кришна, подводя итог сказанному, советует Арджуне оставить любую дхарму и просто предаться Ему (Кришне), посвятив себя чистому преданному служению (бхакти). Тот, кто посвятил себя чистому преданному служению Кришне, уже достиг совершенства жизни, исполняя все предписанные обязанности. По сути дела, Бхагавата-дхарма – это единственная дхарма (обязанности) для всех живых существ. Как свет и тепло неотделимы от огня, как влажность – от воды, так и служение Богу неотделимо от живого существа. Кому бы человек ни служил (семье, нации, правительству, кошкам и собакам…), он остается вечным слугой Кришны. Дживера сварупа хайа кришнера нитья даса….
Не признавая этот очевидный факт (из-за невежества, порой отрицая даже само существование Бога), человек служит Кришне не прямо, а косвенно, через посредство Энергии Кришны. Это вечное и неизменное служение Кришне (Вишну) и есть Бхагавата-дхарма, способная объединить все живые существа в единую семью Бога.
Мурали Мохан дас
(опубликовано в maxpark 12-24-14)