Нектар САНКИРТАНА-ЛИЛЫ
1) Необходимо со всей серьезностью и искренностью продолжать повторять имена Панча-таттвы: Шри кришна чайтанья прабху нитьянанда шри адвайта гададхара шривасади гоура бхакта вринда. Тогда все эти ачарьи одарят нас своей беспричинной милостью и очистят сердце.
2) Я выражаю почтение Шри Чайтанье Махапрабху, Верховной личности Бога. По Его милости даже несмышленый младенец
сможет понять заключительное слово истины. Хотя я совершенный глупец, но неожиданно для себя я взялся писать эту книгу (Санкиртана-лилу); уподобившись дрессированной собачонке я танцую под его дудку.
3) Я выражаю также почтение Нитьянанде Прабху, который всегда преисполнен блаженства.
4) Я выражаю свое почтение Адвайте ачарье, который как из рога изобилия проливает свою милость, и Гададхаре Пандиту всем известному своей ученостью.
5) Я почтительно склоняюсь перед Шривасой Тхакуром и всеми преданными Господа.
6) Перед проповедью и пением Харе Кришна маха-мантры следует произнести имена панча-таттвы и всем спутникам Господа, которые принимают активное участие в распространении святого имени.
7) По их милости хромой может перейти горы, а слепой увидеть звезды в сумрачную ночь.
8) Существует три типа преданных, которые обрели милость Господа: саддхана-сидхи, нитья-сиддхи и крипа-сиддхи. Первые достигли совершенства, следуя регулирующим принципам саддхана-вайдхи-бхакти; вторые – само совершенство, которое заключается в постоянном памятовании о Кришне; и третьи, обретя милость Гуру и вайшнавов.
3) Я выражаю также почтение Нитьянанде Прабху, который всегда преисполнен блаженства.
4) Я выражаю свое почтение Адвайте ачарье, который как из рога изобилия проливает свою милость, и Гададхаре Пандиту всем известному своей ученостью.
5) Я почтительно склоняюсь перед Шривасой Тхакуром и всеми преданными Господа.
6) Перед проповедью и пением Харе Кришна маха-мантры следует произнести имена панча-таттвы и всем спутникам Господа, которые принимают активное участие в распространении святого имени.
7) По их милости хромой может перейти горы, а слепой увидеть звезды в сумрачную ночь.
8) Существует три типа преданных, которые обрели милость Господа: саддхана-сидхи, нитья-сиддхи и крипа-сиддхи. Первые достигли совершенства, следуя регулирующим принципам саддхана-вайдхи-бхакти; вторые – само совершенство, которое заключается в постоянном памятовании о Кришне; и третьи, обретя милость Гуру и вайшнавов.
9) Рупа Госвами определяет первую часть практики преданного служения, или вайдхи-бхакти, следующим образом: “Когда нет привязанности или нет спонтанного любовного служения Господу, и преданный занимается служением Господу просто следуя наставлениям духовного учителя или писаний, такое принудительное служение называется вайдхи-бхакти“.
10) Те, кто не верит в слова гуру, саддху и шастру, но пытаются проповедовать культ бхакти – их слова подобно кваканью лягушек. Профессиональные чтецы ведических писаний и слепые приверженцы ритуалов – подобны таким лягушкам.
11) Тот, кто не признает величие Панча-таттвы, но делает вид, что служит Кришне, никогда не обретет милости Кришны и не достигнет премы.
12) По словам Нароттамы даса Тхакура “чхадия вайшнава сева нистара пейчхе кеба” – “не служа духовному учителю, невозможно обрести освобождение”.
13) Тот, кто не признает Кришну Верховной личностью Бога, тот, несомненно, демон. Точно также и тот, кто не признает Шри Чайтанью Махапрабху, как того же Кришну, также является демоном. Отсюда следует, что преданность Гаурасундаре, без служения Кришне, равно как служение Кришне без преданности Гаурасундаре – деятельность не имеющая никакого отношения к кришна-бхакти. Если люди не признают Шри Чайтанью, их ожидает гибель (Ч.ч.Ади 8.10).
14) Если человек так и ли иначе выражает почтение
10) Те, кто не верит в слова гуру, саддху и шастру, но пытаются проповедовать культ бхакти – их слова подобно кваканью лягушек. Профессиональные чтецы ведических писаний и слепые приверженцы ритуалов – подобны таким лягушкам.
11) Тот, кто не признает величие Панча-таттвы, но делает вид, что служит Кришне, никогда не обретет милости Кришны и не достигнет премы.
12) По словам Нароттамы даса Тхакура “чхадия вайшнава сева нистара пейчхе кеба” – “не служа духовному учителю, невозможно обрести освобождение”.
13) Тот, кто не признает Кришну Верховной личностью Бога, тот, несомненно, демон. Точно также и тот, кто не признает Шри Чайтанью Махапрабху, как того же Кришну, также является демоном. Отсюда следует, что преданность Гаурасундаре, без служения Кришне, равно как служение Кришне без преданности Гаурасундаре – деятельность не имеющая никакого отношения к кришна-бхакти. Если люди не признают Шри Чайтанью, их ожидает гибель (Ч.ч.Ади 8.10).
14) Если человек так и ли иначе выражает почтение
Шри Чайтанье, он непременно избавится от страданий и, в конце концов, обретет освобождение.
15) Шри кришна-чайтанья радха-кришна нахе анья – Чайтанья есть воплощение Радхи и Кришны в одном теле (лице).
16) О люди, поклоняйтесь Господу Чайтанье и Нитьянанде, воздев руки к небу, воспевайте святые имена Кришны, и вы обретете милость Господа, которому поклоняются как нама-прабху.
17) Ученые-логики говорят, что, не определив с помощью логики и аргументов, что есть что (кто есть кто), как можно кому-то поклоняться? Если использовать логику и науку в служении Истине и сделать предметом рассмотрения Шри Чайтанья лилу, то такой логике не будет цены.
18) Прибегнув к философии веданты, человек может осознать различие между телом и душой и достичь освобождения, а совершая жертвоприношения и занимаясь благотворительностью получить чувственные наслаждения на высших планетах. Однако преданное служение столь редко, что обрести его нельзя, даже совершив многие тысячи жертвоприношений.
19) Прахлада махарадж утверждает, что до тех пор, пока человек не примет на голову пыль с лотосных стоп чистого преданного (вайшнава), ему не достичь према-бхакти.
20) Если человек ожидает от Кришны освобождение или чувственные наслаждения, то Кришна немедленно дает ему их,
15) Шри кришна-чайтанья радха-кришна нахе анья – Чайтанья есть воплощение Радхи и Кришны в одном теле (лице).
16) О люди, поклоняйтесь Господу Чайтанье и Нитьянанде, воздев руки к небу, воспевайте святые имена Кришны, и вы обретете милость Господа, которому поклоняются как нама-прабху.
17) Ученые-логики говорят, что, не определив с помощью логики и аргументов, что есть что (кто есть кто), как можно кому-то поклоняться? Если использовать логику и науку в служении Истине и сделать предметом рассмотрения Шри Чайтанья лилу, то такой логике не будет цены.
18) Прибегнув к философии веданты, человек может осознать различие между телом и душой и достичь освобождения, а совершая жертвоприношения и занимаясь благотворительностью получить чувственные наслаждения на высших планетах. Однако преданное служение столь редко, что обрести его нельзя, даже совершив многие тысячи жертвоприношений.
19) Прахлада махарадж утверждает, что до тех пор, пока человек не примет на голову пыль с лотосных стоп чистого преданного (вайшнава), ему не достичь према-бхакти.
20) Если человек ожидает от Кришны освобождение или чувственные наслаждения, то Кришна немедленно дает ему их,
но чистое преданное служение Он от него прячет до поры до времени.
Према-Аватара
“Пусть Господь, сын Шримати Шачи деви, блистающий, как расплавленное золото, расположится внутри вашего сердца. По своей беспричинной милости Он пришел в век Кали, чтобы одарить каждого наиболее возвышенной формой преданности и любви в супружеской расе (уджджвала-раса).
Ни одна инкарнация прежде не предлагала ничего подобного” – так Шрила Рупа Госвами, предвосхищая явление Шри Чайтаньи Махапрабху, наиболее милостивого воплощения Шри Кришны, делает свою презентацию к драме под названием “Видагдха-мадхава”.
Главной причиной явления Шри Чайтаньи Махапрабху было то, что не нашло своего проявления во Вриндавана-лиле. Он пришел, чтобы исполнить три самых заветных желания: понять величие божественной любви Шри Радхи, которая представляет собой персонификацию хладини-шакти; ощутить собственную сладость Кришны через Ее любовь; ощутить счастье, которое испытывает Шри Радха, наслаждаясь Его любовью.
Некоторые ачарьи утверждают, что существует еще четвертая причина, по которой Кришна пришел в образе Шри Чайтаньи. Разделяя на две первичные и две вторичные, они говорят, что ощущение премы, любви Радхи – самая главная из них.
Према-Аватара
“Пусть Господь, сын Шримати Шачи деви, блистающий, как расплавленное золото, расположится внутри вашего сердца. По своей беспричинной милости Он пришел в век Кали, чтобы одарить каждого наиболее возвышенной формой преданности и любви в супружеской расе (уджджвала-раса).
Ни одна инкарнация прежде не предлагала ничего подобного” – так Шрила Рупа Госвами, предвосхищая явление Шри Чайтаньи Махапрабху, наиболее милостивого воплощения Шри Кришны, делает свою презентацию к драме под названием “Видагдха-мадхава”.
Главной причиной явления Шри Чайтаньи Махапрабху было то, что не нашло своего проявления во Вриндавана-лиле. Он пришел, чтобы исполнить три самых заветных желания: понять величие божественной любви Шри Радхи, которая представляет собой персонификацию хладини-шакти; ощутить собственную сладость Кришны через Ее любовь; ощутить счастье, которое испытывает Шри Радха, наслаждаясь Его любовью.
Некоторые ачарьи утверждают, что существует еще четвертая причина, по которой Кришна пришел в образе Шри Чайтаньи. Разделяя на две первичные и две вторичные, они говорят, что ощущение премы, любви Радхи – самая главная из них.
Богатство уджджвала-расы, супружеских наслаждений Кришны, является вершиной Кришна-премы.
Для блага обусловленных душ, которые никогда не могли бы понять, даже предположить, находясь в материальном мире, Махапрабху пришел и милостиво одарил всех самым возвышенным, трансцендентальным вкусом любовных отношений, получивших название уджджвала- или паракия-бхавы, высшего проявления любви к Богу, которое доступно только гопи Вриндаваны.
Кришна наслаждается Кришна-премой с преданными в мадхурья-расе, которая содержится внутри Него. Он не может наслаждаться Своей собственной красотой, просто глядя на Себя в зеркало. “Кто этот прекрасный юноша? – думает Он – Мне так хочется обнять его, целовать, но как это возможно?”
Это приводит Его в сумасшествие, в то время как Он может видеть, что Шри Радха наслаждается всеми формами экстатической любви, служа Ему.
Хорошо изучив Кришну, Шри Радха немедленно предоставляет Ему все, что бы Он ни пожелал, потому что, служа Кришне, она получает все. Но Кришна не может служить Сам Себе. Это сильное желание вынуждает Его принять образ Шримати Радхарани, чтобы познать Самого Себя и насладиться Собой. С этой целью Он воплощается как Шри Чайтанья, приняв цвет лица и настроение Шри Радхи.
Для блага обусловленных душ, которые никогда не могли бы понять, даже предположить, находясь в материальном мире, Махапрабху пришел и милостиво одарил всех самым возвышенным, трансцендентальным вкусом любовных отношений, получивших название уджджвала- или паракия-бхавы, высшего проявления любви к Богу, которое доступно только гопи Вриндаваны.
Кришна наслаждается Кришна-премой с преданными в мадхурья-расе, которая содержится внутри Него. Он не может наслаждаться Своей собственной красотой, просто глядя на Себя в зеркало. “Кто этот прекрасный юноша? – думает Он – Мне так хочется обнять его, целовать, но как это возможно?”
Это приводит Его в сумасшествие, в то время как Он может видеть, что Шри Радха наслаждается всеми формами экстатической любви, служа Ему.
Хорошо изучив Кришну, Шри Радха немедленно предоставляет Ему все, что бы Он ни пожелал, потому что, служа Кришне, она получает все. Но Кришна не может служить Сам Себе. Это сильное желание вынуждает Его принять образ Шримати Радхарани, чтобы познать Самого Себя и насладиться Собой. С этой целью Он воплощается как Шри Чайтанья, приняв цвет лица и настроение Шри Радхи.
В “Шримад Бхагаватам” Шукадева Госвами только кратко, намеком дает описание любовных игр и развлечений Шри Радхи и Шри Кришны в раса-танце. Чтобы явить полное описание этих игр, Кришна пришел Сам, приняв золотистый цвет Гаурахари, Шри Чайтаньи Махапрабху.
Однажды Радха попросила Кришну: “Мой дорогой, я хочу быть в одном теле с Тобой! Пожалуйста, прими форму, которая бы соответствовала этому. Это усилит мою экстатическую привязанность к Тебе; это насладит сердце двух сердец; это будет благоприятно для обоих – мы должны слиться в одно, наиболее возвышенное и экстатическое состояние маха-бхавы. Пожалуйста, соедини нас в одной форме”.
Вняв просьбе Шри Радхи, учитель всего мистицизма, Шри Кришна, к обоюдному удовольствию проявил Себя в наиболее прекрасной из всех форм с золотистым цветом Шри Радхи и чувствами, нашедшими выражение, благодаря их любовному объятию, в непостижимых энергиях. Кришна проявил эту ни с чем не сравнимую форму в грезах Своего волшебного сна.
Сотворив Себя таким образом, Он разделил Свою изначальную форму в два самостоятельных настроения: внутреннее, соответствующее Шри Кришне, и внешнее, соответствующее Шри Радхе. Он – темный, а Она – светлая. Оба вместе они представляют сущность преданного служения и полное проявление духовных эмоций экстатической любви, чуждых каким-либо материальным отождествлениям, определениям и аналогиям.
Однажды Радха попросила Кришну: “Мой дорогой, я хочу быть в одном теле с Тобой! Пожалуйста, прими форму, которая бы соответствовала этому. Это усилит мою экстатическую привязанность к Тебе; это насладит сердце двух сердец; это будет благоприятно для обоих – мы должны слиться в одно, наиболее возвышенное и экстатическое состояние маха-бхавы. Пожалуйста, соедини нас в одной форме”.
Вняв просьбе Шри Радхи, учитель всего мистицизма, Шри Кришна, к обоюдному удовольствию проявил Себя в наиболее прекрасной из всех форм с золотистым цветом Шри Радхи и чувствами, нашедшими выражение, благодаря их любовному объятию, в непостижимых энергиях. Кришна проявил эту ни с чем не сравнимую форму в грезах Своего волшебного сна.
Сотворив Себя таким образом, Он разделил Свою изначальную форму в два самостоятельных настроения: внутреннее, соответствующее Шри Кришне, и внешнее, соответствующее Шри Радхе. Он – темный, а Она – светлая. Оба вместе они представляют сущность преданного служения и полное проявление духовных эмоций экстатической любви, чуждых каким-либо материальным отождествлениям, определениям и аналогиям.
Более подробное описание того, как Верховная личность Бога Шри Хари принял образ Шри Гаурахари приводится в “Капила Тантре” (9 патала). Господь Кришна, чтобы исполнить Свои желания, приходит как Шри Чайтанья Махапрабху. Он наслаждается Своим собственным преданным служением Самому Себе.
Как-то утром, Шримати Радхарани, еще лежа в своей цветочной постели, сказала: “Мой возлюбленный! Прошлой ночью я видела необычный сон. На песчаном берегу реки, похожей на Ямуну, собралось множество народу. Они играли на музыкальных инструментах и танцевали, как Мы танцуем в раса-танце.
Среди всех мне запомнился один молодой брахман прекрасной внешности, блистающий, как расплавленное золото. Он танцевал и, танцуя, заполнил всю вселенную премой.
Иногда Он терял сознание, иногда кричал: “Радха! Радха! Где Ты?” Иногда плакал в экстазе, повторяя: “Кришна! Кришна!” Я не могу понять, кто этот золотого цвета молодой брахман – Ты или Я?”
Выслушав Шри Радху, Господь Кришна явил Себя перед Ней в образе Шри Чайтаньи. От неожиданности Она воскликнула: “Я так и знала, что Я – это тоже Он. Как удивительно, Мы оба похожи на Него. На самом деле, Мы соединились в Его образе”.
Когда Шри Кришна приближается к Шри Радхе и когда Шри Радха приближается к Шри Кришне, из их взаимной трансцендентальной любви появляется Шри Чайтанья.
Как-то утром, Шримати Радхарани, еще лежа в своей цветочной постели, сказала: “Мой возлюбленный! Прошлой ночью я видела необычный сон. На песчаном берегу реки, похожей на Ямуну, собралось множество народу. Они играли на музыкальных инструментах и танцевали, как Мы танцуем в раса-танце.
Среди всех мне запомнился один молодой брахман прекрасной внешности, блистающий, как расплавленное золото. Он танцевал и, танцуя, заполнил всю вселенную премой.
Иногда Он терял сознание, иногда кричал: “Радха! Радха! Где Ты?” Иногда плакал в экстазе, повторяя: “Кришна! Кришна!” Я не могу понять, кто этот золотого цвета молодой брахман – Ты или Я?”
Выслушав Шри Радху, Господь Кришна явил Себя перед Ней в образе Шри Чайтаньи. От неожиданности Она воскликнула: “Я так и знала, что Я – это тоже Он. Как удивительно, Мы оба похожи на Него. На самом деле, Мы соединились в Его образе”.
Когда Шри Кришна приближается к Шри Радхе и когда Шри Радха приближается к Шри Кришне, из их взаимной трансцендентальной любви появляется Шри Чайтанья.
Такое заключение можно сделать, приведя выдержки из “Сварпа-виласа-амритам”. Полная вечного бытия, знания и блаженства темная форма Шьямасундары, в которой Кришна танцует во Вриндаване с золотистого цвета гопи, когда Он обнимает их, становится золотистой. В “Гаура-ганоддеша-дипике” мы находим этому подтверждение: “Сейчас она проявилась в Навадвипе”.
Ведические писания и ачарьи приводят описание явления Шри Чайтаньи Махапрабху с некоторыми небольшими различиями, что лишний раз подтверждает непостижимый и удивительный характер игр Господа.
Когда Кришна присутствует Сам, не следует судить о Нем согласно мирским представлениям, в категориях времени и пространства, потому что Абсолютная истина не подвержена их влиянию.
Самое удивительное то, что она существует всегда в настоящем. Поэтому говорить, что Радха и Кришна появились прежде Шри Чайтаньи, следуя обычной хронологии, – непростительная ошибка. Такого рода суждения уводят, отклоняют нас от истинного понимания игр Господа.
Шри Кришна и Шри Чайтанья существуют вечно, как одна и как две личности. Не так, что сначала был Кришна и Радха, а потом Шри Чайтанья. Все проявления и формы Господа вечны, но обычные живые существа могут видеть их или нет исключительно по милости Самого Господа. Поэтому следует усердно молиться, чтобы они никогда не покидали поля нашего зрения.
Ведические писания и ачарьи приводят описание явления Шри Чайтаньи Махапрабху с некоторыми небольшими различиями, что лишний раз подтверждает непостижимый и удивительный характер игр Господа.
Когда Кришна присутствует Сам, не следует судить о Нем согласно мирским представлениям, в категориях времени и пространства, потому что Абсолютная истина не подвержена их влиянию.
Самое удивительное то, что она существует всегда в настоящем. Поэтому говорить, что Радха и Кришна появились прежде Шри Чайтаньи, следуя обычной хронологии, – непростительная ошибка. Такого рода суждения уводят, отклоняют нас от истинного понимания игр Господа.
Шри Кришна и Шри Чайтанья существуют вечно, как одна и как две личности. Не так, что сначала был Кришна и Радха, а потом Шри Чайтанья. Все проявления и формы Господа вечны, но обычные живые существа могут видеть их или нет исключительно по милости Самого Господа. Поэтому следует усердно молиться, чтобы они никогда не покидали поля нашего зрения.
Чайтанья – према
Бог один, но существует бесчисленное множество воплощений единого Бога. Это находит свое подтверждение в «Брахма-самхите»: адвайтам ачьютам анадим ананта-рупам. Ананта-рупам указывает на бесчисленное множество форм.
Все они неотличны от изначальной формы, все они вечны – им нет ни начала, ни конца. Если в этом мире все подвержено изменениям и, рано или поздно, уничтожению, то формы Господа остаются неизменными.
До появления Шри Чайтаньи Махапрабху, Бог воплощался множество раз: Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха, Вамана, Парашурама, Рамачандра, Кришна Сам в Своей изначальной форме. Все, без исключения, инкарнации Господа Кришны одаривали людей всевозможными благами. Имея особые характеристики, каждая инкарнация одаривала по-особому, одна – больше другой.
Матсья – спас Веды во время вселенского потопа; Курма – послужил основой для горы Мандару, когда пахтали молочный океан, чтобы получить нектар бессмертия; Вараха водрузил Землю на свое место, когда она сошла с орбиты и стала тонуть в океане Гарбха; Нрисимха, защитник преданных, помог Прахладе Махараджу установить вечные принципы преданного служения Шри Вишну; Вамана, Парашурама и многие другие способствовали очищению людей от грехов, накопленных и отягощающих мир.
Бог один, но существует бесчисленное множество воплощений единого Бога. Это находит свое подтверждение в «Брахма-самхите»: адвайтам ачьютам анадим ананта-рупам. Ананта-рупам указывает на бесчисленное множество форм.
Все они неотличны от изначальной формы, все они вечны – им нет ни начала, ни конца. Если в этом мире все подвержено изменениям и, рано или поздно, уничтожению, то формы Господа остаются неизменными.
До появления Шри Чайтаньи Махапрабху, Бог воплощался множество раз: Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха, Вамана, Парашурама, Рамачандра, Кришна Сам в Своей изначальной форме. Все, без исключения, инкарнации Господа Кришны одаривали людей всевозможными благами. Имея особые характеристики, каждая инкарнация одаривала по-особому, одна – больше другой.
Матсья – спас Веды во время вселенского потопа; Курма – послужил основой для горы Мандару, когда пахтали молочный океан, чтобы получить нектар бессмертия; Вараха водрузил Землю на свое место, когда она сошла с орбиты и стала тонуть в океане Гарбха; Нрисимха, защитник преданных, помог Прахладе Махараджу установить вечные принципы преданного служения Шри Вишну; Вамана, Парашурама и многие другие способствовали очищению людей от грехов, накопленных и отягощающих мир.
Но, если взять все инкарнации Бога вместе, то они дали миру значительно меньше, чем одно воплощение Шри Чайтаньи Махапрабху. Он принес прему, любовь к Кришне, и, что самое поразительное, стал свободно раздавать ее всем, кто к Нему приближался, независимо, с добрыми или злыми намерениями.
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: йе йатха мам прападьянте тамс татхайва бхаджамй ахам, т.е. «до какой степени человек отдает себя Мне, соответственно Я награждаю его…» Но Шри Чайтанья Махапрабху не ставит никаких условий.
Он раздает бессценный дар любви всем живым существам, включая животных и растения, праведников и грешников. Недаром Шрила Рупа Госвами называет Шри Чайтанью маха-ваданьяя аваторой, самым милостивым из воплощений.
Проанализируем: Шри Рамачандра дал для Своих современников дасья-бхаву. Это достаточно много, но эта бхава ограничена регулирующими принципами, которым не все могут следовать. Когда пришел Шри Кришна, Он дал прему, смешанную с вишрамбха-бхавой, с присущей ей красотой и трансцендентной фамильярностью интимных отношений.
Веды содержат множество инструкций относительно того, как вести себя в обществе, в семье, что является дхармой для брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Здесь могут быть трудности, в силу социальных условностей, которые становятся непреодолимыми с наступлением Кали-юги.
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: йе йатха мам прападьянте тамс татхайва бхаджамй ахам, т.е. «до какой степени человек отдает себя Мне, соответственно Я награждаю его…» Но Шри Чайтанья Махапрабху не ставит никаких условий.
Он раздает бессценный дар любви всем живым существам, включая животных и растения, праведников и грешников. Недаром Шрила Рупа Госвами называет Шри Чайтанью маха-ваданьяя аваторой, самым милостивым из воплощений.
Проанализируем: Шри Рамачандра дал для Своих современников дасья-бхаву. Это достаточно много, но эта бхава ограничена регулирующими принципами, которым не все могут следовать. Когда пришел Шри Кришна, Он дал прему, смешанную с вишрамбха-бхавой, с присущей ей красотой и трансцендентной фамильярностью интимных отношений.
Веды содержат множество инструкций относительно того, как вести себя в обществе, в семье, что является дхармой для брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Здесь могут быть трудности, в силу социальных условностей, которые становятся непреодолимыми с наступлением Кали-юги.
Веды утверждают: дживера сварупа хайа – кришнера нитья-даса, живое существо при всех обстоятельствах остается вечным слугой Кришны. Исходя из этого, сварупа или конституциональное положение живого существа – это просто любить Кришну. Это – санатана-дхарма, вечные отношения и обязанности.
Чтобы пробудить дремлющее чувство любви к Богу для разного типа людей, Кришна дает различные типы религий, но не было еще никогда так, чтобы Кришна непосредственно раздавал чистое преданное служение, любовь к Себе, проповедуя санатана-дхарму. Кришна – акхилатма-расамрита мурти, источник всех рас, дающих наслаждение во взаимоотношениях с Богом.
Имперсоналистам и йогам Он дает шанта-бхаву, для них Он кажется Брахманом, для тех, кому Он дает дасья-бхаву, Он – Господин. В настроении сакхья- и ватсалья-бхавы Он дает бхаву соответственно его расе. Но в отличие от этого, Шри Чайтанья, вопреки всем рутинным представлениям, говорит: «Я дам кришна-прему любому, кто придет ко Мне».
Даже если человек приближается к Шри Чайтанье с материальными желаниями, он получает прему. Он не говорит: «Я дам вам прему согласно степени вашей преданности Мне»
Кришна – наслаждающийся, Он – Пуруша. Он способен дать любое служение, какое пожелаешь, подняв человека до высших планет или опустив Его на дно материального существования, наградить его мистическими способностями или освобождением, предоставить вид на жительство на Вайкунтхе или чистое
Чтобы пробудить дремлющее чувство любви к Богу для разного типа людей, Кришна дает различные типы религий, но не было еще никогда так, чтобы Кришна непосредственно раздавал чистое преданное служение, любовь к Себе, проповедуя санатана-дхарму. Кришна – акхилатма-расамрита мурти, источник всех рас, дающих наслаждение во взаимоотношениях с Богом.
Имперсоналистам и йогам Он дает шанта-бхаву, для них Он кажется Брахманом, для тех, кому Он дает дасья-бхаву, Он – Господин. В настроении сакхья- и ватсалья-бхавы Он дает бхаву соответственно его расе. Но в отличие от этого, Шри Чайтанья, вопреки всем рутинным представлениям, говорит: «Я дам кришна-прему любому, кто придет ко Мне».
Даже если человек приближается к Шри Чайтанье с материальными желаниями, он получает прему. Он не говорит: «Я дам вам прему согласно степени вашей преданности Мне»
Кришна – наслаждающийся, Он – Пуруша. Он способен дать любое служение, какое пожелаешь, подняв человека до высших планет или опустив Его на дно материального существования, наградить его мистическими способностями или освобождением, предоставить вид на жительство на Вайкунтхе или чистое
преданное служение на Голоке Вриндавана.
Он дает согласно нашим усилиям, мама вартманувартанте – «…каждый во всем следует Моим путем». Но Шри Чайтанья, другое дело: независимо от возможностей человека, намерений и компетентности, Он дает кришна-прему. Естественно возникает вопрос: «Почему?»
Ответ столь же прост: «Потому что Он, Шри Чайтанья, – сама воплощенная кришна-према». Приняв облик Шримати Радхарани и поменяв темный цвет, цвет грозовой тучи, на золотистый, Чайтанья играет роль преданного Кришны.
Желая понять настроение Радхи, глубину ее премы и насладиться этой премой, желая постичь собственную уникальность и познать то наслаждение, которое ощущает Радха, исходя из чувства ее возвышенной любви, Он принял облик Шри Чайтаньи. В это время, когда Шри Кришна встречается со Шримати Радхарани, чтобы насладиться ее любовью, появляется Шри Чайтанья Махапрабху. Это наиболее сокровенная лила из бесчисленного множества других.
Пока весь мир не наводнит кришна-према, пока все живые существа не захлебнутся и не утонут в ее нектаре, выражая свое восхищение, со всеми признаками и симптомами экстаза, Кришна, в образе Шри Чайтаньи, не будет удовлетворен.
Шри Кришна совершенно независим, независима и Шри Радха. Но это единственный случай, когда Кришна попадает
Он дает согласно нашим усилиям, мама вартманувартанте – «…каждый во всем следует Моим путем». Но Шри Чайтанья, другое дело: независимо от возможностей человека, намерений и компетентности, Он дает кришна-прему. Естественно возникает вопрос: «Почему?»
Ответ столь же прост: «Потому что Он, Шри Чайтанья, – сама воплощенная кришна-према». Приняв облик Шримати Радхарани и поменяв темный цвет, цвет грозовой тучи, на золотистый, Чайтанья играет роль преданного Кришны.
Желая понять настроение Радхи, глубину ее премы и насладиться этой премой, желая постичь собственную уникальность и познать то наслаждение, которое ощущает Радха, исходя из чувства ее возвышенной любви, Он принял облик Шри Чайтаньи. В это время, когда Шри Кришна встречается со Шримати Радхарани, чтобы насладиться ее любовью, появляется Шри Чайтанья Махапрабху. Это наиболее сокровенная лила из бесчисленного множества других.
Пока весь мир не наводнит кришна-према, пока все живые существа не захлебнутся и не утонут в ее нектаре, выражая свое восхищение, со всеми признаками и симптомами экстаза, Кришна, в образе Шри Чайтаньи, не будет удовлетворен.
Шри Кришна совершенно независим, независима и Шри Радха. Но это единственный случай, когда Кришна попадает
в зависимость от Ее любви. Ум Кришны, как утверждают ачарьи, покрыт радха-бхавой, также как Его тело покрыто Ее телом.
Кришна – расараджа. Кришна наслаждается всеми расами, но в данном случае Он желает наслаждаться маха-бхавой, которую испытывает к Нему Радхарани. И Махапрабху распространяет маха-бхаву, чтобы увеличить наслаждение Кришны.
В «Уджджвала-ниламани» Шрила Рупа Госвами детально описывает все нюансы отношений между Шри Радхой и Шри Кришной. Красота этих отношений подобна растению со множеством листьев и прекрасных цветов (манджари). Если растение стало бы голым, без листьев и цветов, оно лишилось бы своей природной красоты и привлекательности.
Шри Чайтанья – это Шри Радха и Шри Кришна вместе. Их трансцендентальная форма – это форма Шри Чайтаньи Махапрабху. Где бы она не возникла, Шри Радха и Шри Кришна обязательно присутствуют в ней. Таким образом, Махапрабху одаривает все живые существа бхавой, не имеющей себе равных.
Пока существует философия майавади – ахам брахмасми (я есть Брахман), таттвам аси (тот же Самый), проповедь бхакти будет встречать большие трудности. Вот почему, для того, чтобы устранить кажущиеся препятствия, Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами описал в «Шри Чайтанья-чаритамрите» бхаву самого Шри Чайтаньи Махапрабху.
Ваш доброжелатель Мурали Мохан дас
(опубликовано в sankirtana-mmm.com 2015)
Кришна – расараджа. Кришна наслаждается всеми расами, но в данном случае Он желает наслаждаться маха-бхавой, которую испытывает к Нему Радхарани. И Махапрабху распространяет маха-бхаву, чтобы увеличить наслаждение Кришны.
В «Уджджвала-ниламани» Шрила Рупа Госвами детально описывает все нюансы отношений между Шри Радхой и Шри Кришной. Красота этих отношений подобна растению со множеством листьев и прекрасных цветов (манджари). Если растение стало бы голым, без листьев и цветов, оно лишилось бы своей природной красоты и привлекательности.
Шри Чайтанья – это Шри Радха и Шри Кришна вместе. Их трансцендентальная форма – это форма Шри Чайтаньи Махапрабху. Где бы она не возникла, Шри Радха и Шри Кришна обязательно присутствуют в ней. Таким образом, Махапрабху одаривает все живые существа бхавой, не имеющей себе равных.
Пока существует философия майавади – ахам брахмасми (я есть Брахман), таттвам аси (тот же Самый), проповедь бхакти будет встречать большие трудности. Вот почему, для того, чтобы устранить кажущиеся препятствия, Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами описал в «Шри Чайтанья-чаритамрите» бхаву самого Шри Чайтаньи Махапрабху.
Ваш доброжелатель Мурали Мохан дас
(опубликовано в sankirtana-mmm.com 2015)