Ментальный экзистенциализм
О чем мы думаем, то и получаем. Всемогущий Бог может выполнить любое наше желание, но духовно неразвитый и необразованный человек по своему невежеству просит кусок хлеба и работу в поте лица. Это предел его мечтаний, в результате чего, Кришна запрягает его, и тот, проклиная свою судьбу, работает как осел. Так сознание человека ограничивает его бытие. Бог может освободить человека от работы и дать ему жизнь вечную, совершенное знание и блаженство, но из-за недостатка образования, он имеет то, что имеет. В его ум не может прийти нечто, о чем он не слышал и с чем он никогда не сталкивался.
Недостаток духовного образования ограничивает возможности человека до животного состояния жизни.
Ум – это резервуар материальных желаний. Исполняя одно за другим, Кришна дает рождение живому существу и когда желаемое достигнуто, переносит его в другое тело. Сознание формирует тело, определяя бытие, а соответствующее бытие определяет его сознание. Как это происходит описано в Бхагавад-гите (8.6): «То состояние бытия, о котором человек вспоминает, оставляя свое нынешнее тело, он и достигает непременно».
В Шримад Бхагаватам этому дается более детальное описание, раскрывая деятельность ума.
Как на пленку деятельность грубого физического тела фиксируется в уме и проявляется в момент перехода души из одного тела в другое в момент смерти.
«О состоянии ума или сознания живого существа можно судить по деятельности его познающих и действующих органов чувств. В свою очередь, состояние ума или сознания человека позволяет определить, что он делал в своей прошлой жизни».
«Порой мы вдруг видим или слышим то, чего в своем нынешнем теле никогда не видели и не слышали. Иногда это случается с нами во сне». Например, нам снится, что мы летим по небу, хотя в этой жизни нам никогда не приходилось летать. Это значит, что в одной из прошлых жизней мы были полубогом или астронавтом и летали по небу. Память об этом сохранилась в запасниках ума и теперь неожиданно всплыла в сознании.
Порой во сне мы попадаем в какое-нибудь место,
В Шримад Бхагаватам этому дается более детальное описание, раскрывая деятельность ума.
Как на пленку деятельность грубого физического тела фиксируется в уме и проявляется в момент перехода души из одного тела в другое в момент смерти.
«О состоянии ума или сознания живого существа можно судить по деятельности его познающих и действующих органов чувств. В свою очередь, состояние ума или сознания человека позволяет определить, что он делал в своей прошлой жизни».
«Порой мы вдруг видим или слышим то, чего в своем нынешнем теле никогда не видели и не слышали. Иногда это случается с нами во сне». Например, нам снится, что мы летим по небу, хотя в этой жизни нам никогда не приходилось летать. Это значит, что в одной из прошлых жизней мы были полубогом или астронавтом и летали по небу. Память об этом сохранилась в запасниках ума и теперь неожиданно всплыла в сознании.
Порой во сне мы попадаем в какое-нибудь место,
о котором в этой жизни ничего не слышали, и где нам не доводилось бывать – такие сны являются свидетельством того, что в прошлой жизни это место было нам знакомо. Память об этом запечатлелась в уме и иногда всплывает в наших снах или в мыслях. Tаким образом, ум – это хранилище всевозможных мыслей и впечатлений, накопленных нами за прожитые жизни. Между прошлыми, нынешней и будущими жизнями сохраняется преемственность.
Подтверждение тому мы находим в “Бхагавад-гите” (6.41): “Йог, не добившийся успеха, проведя множество лет в наслаждениях на планетах, населенных благочестивыми людьми, рождается в семье праведников или богатых аристократов”.
«…. всевозможные мысли и образы, которые возникают в уме живого существа, покрытого оболочкой тонкого тела, тянутся за ним из предыдущей жизни…. В нашем уме не может возникнуть того, с чем мы не сталкивались в прошлых жизнях». Если человек постоянно думает о Кришне, можно не сомневаться, что в следующей жизни он попадет на Кришналоку, Голоку Вриндавану.
Верховная Личность Бога, Кришна, является верховным наслаждающимся. Когда у живого существа возникает желание подражать Господу, оно получает возможность исполнить свое извращенное желание господствовать над материальной природой. С этого начинается его падение. Живое существо странствует по материальному миру в машине ума, который хранит в себе всевозможные материальные желания.
Подтверждение тому мы находим в “Бхагавад-гите” (6.41): “Йог, не добившийся успеха, проведя множество лет в наслаждениях на планетах, населенных благочестивыми людьми, рождается в семье праведников или богатых аристократов”.
«…. всевозможные мысли и образы, которые возникают в уме живого существа, покрытого оболочкой тонкого тела, тянутся за ним из предыдущей жизни…. В нашем уме не может возникнуть того, с чем мы не сталкивались в прошлых жизнях». Если человек постоянно думает о Кришне, можно не сомневаться, что в следующей жизни он попадет на Кришналоку, Голоку Вриндавану.
Верховная Личность Бога, Кришна, является верховным наслаждающимся. Когда у живого существа возникает желание подражать Господу, оно получает возможность исполнить свое извращенное желание господствовать над материальной природой. С этого начинается его падение. Живое существо странствует по материальному миру в машине ума, который хранит в себе всевозможные материальные желания.
Эти желания воплощаются в виде различных материальных тел. Ум является хранилищем прошлых желаний, которые сформировали наше нынешнее тело. Подобно этому, любые желания, возникающие у нас в этом теле, обязательно проявятся в следующем. Tаким образом, причиной появления на свет различных материальных тел является ум.
Tот, кто очистил свой ум, развив в себе сознание Кришны, в будущем, безусловно, получит духовное тело, пронизанное этим сознанием. Духовное тело является нашей изначальной формой, что подтверждает Шри Чайтанья Mахапрабху: дживера `сварупа’ хайа – кршнера `нитйа-даса’ – “По своей природе каждое живое существо является вечным слугой Кришны”. Человек, который занимается преданным служением Господу, уже в этой жизни становится освобожденной душой.
Шрила Рупа Госвами подтверждает это: “Tого, кто посвящает свое тело, ум и речь трансцендентному служению Господу, следует считать освобожденной душой независимо от того, какое положение он занимает в материальном мире” (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.187). Это также подтверждает “Бхагавад-гита” (14.26): “Tот, кто постоянно занят духовной деятельностью, чистым преданным служением, поднимается над гунами материальной природы и достигает духовного уровня”.
Преданные не подвержены влиянию трех гун материальной природы и занимают куда более высокое положение, чем даже брахманы. Брахман может попасть под оскверняющее влияние двух низших гун – раджо-гуны
Tот, кто очистил свой ум, развив в себе сознание Кришны, в будущем, безусловно, получит духовное тело, пронизанное этим сознанием. Духовное тело является нашей изначальной формой, что подтверждает Шри Чайтанья Mахапрабху: дживера `сварупа’ хайа – кршнера `нитйа-даса’ – “По своей природе каждое живое существо является вечным слугой Кришны”. Человек, который занимается преданным служением Господу, уже в этой жизни становится освобожденной душой.
Шрила Рупа Госвами подтверждает это: “Tого, кто посвящает свое тело, ум и речь трансцендентному служению Господу, следует считать освобожденной душой независимо от того, какое положение он занимает в материальном мире” (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.187). Это также подтверждает “Бхагавад-гита” (14.26): “Tот, кто постоянно занят духовной деятельностью, чистым преданным служением, поднимается над гунами материальной природы и достигает духовного уровня”.
Преданные не подвержены влиянию трех гун материальной природы и занимают куда более высокое положение, чем даже брахманы. Брахман может попасть под оскверняющее влияние двух низших гун – раджо-гуны
и тамо-гуны. Но чистый преданный, полностью свободный от материальных желаний, возникающих в уме, и не занимающийся философскими поисками истины и кармической деятельностью, не обусловлен законами материальной природы и всегда свободен.
Ум – причина того, что живое существо получает тело определенного типа, соответствующее характеру его взаимодействия с материальной природой. По состоянию ума живого существа можно судить о том, кем оно было в прошлой жизни, и какое тело получит в будущем. Tаким образом, ум содержит информацию о прошлой и будущей жизни живого существа.
Если человек – преданный Господа, значит, в прошлой жизни он уже занимался преданным служением. А человек, ум которого полон преступных замыслов, в предыдущей жизни был преступником. Tочно так же по состоянию ума можно судить о том, что произойдет с живым существом в следующей жизни. В “Бхагавад-гите” (14.18) сказано: “Tе, кто находится под влиянием гуны благости, после смерти поднимаются на высшие планеты; люди в гуне страсти остаются на планетах типа Земли, те же, на кого влияет гуна невежества, попадают в адские миры”.
Если человек находится под влиянием гуны благости, деятельность его ума приведет к тому, что он попадет на одну из высших планет вселенной. А если его мысли грязны, его будущая жизнь будет ужасной. По состоянию ума можно судить о прошлых и будущих жизнях живого существа…. Как уже было сказано, все тела на райских
Ум – причина того, что живое существо получает тело определенного типа, соответствующее характеру его взаимодействия с материальной природой. По состоянию ума живого существа можно судить о том, кем оно было в прошлой жизни, и какое тело получит в будущем. Tаким образом, ум содержит информацию о прошлой и будущей жизни живого существа.
Если человек – преданный Господа, значит, в прошлой жизни он уже занимался преданным служением. А человек, ум которого полон преступных замыслов, в предыдущей жизни был преступником. Tочно так же по состоянию ума можно судить о том, что произойдет с живым существом в следующей жизни. В “Бхагавад-гите” (14.18) сказано: “Tе, кто находится под влиянием гуны благости, после смерти поднимаются на высшие планеты; люди в гуне страсти остаются на планетах типа Земли, те же, на кого влияет гуна невежества, попадают в адские миры”.
Если человек находится под влиянием гуны благости, деятельность его ума приведет к тому, что он попадет на одну из высших планет вселенной. А если его мысли грязны, его будущая жизнь будет ужасной. По состоянию ума можно судить о прошлых и будущих жизнях живого существа…. Как уже было сказано, все тела на райских
и адских планетах являются порождением ума и все страдания и наслаждения материальной жизни мы испытываем тоже в уме. Mы переживаем их, когда восседаем на колеснице ума (мано-ратха).
Вот почему говорится, что пока душа не предастся Господу, то есть пока она не обретет сознание Кришны, она будет парить в умственных сферах, попадая то в высшие, то в низшие формы жизни. Все те качества, которые с материальной точки зрения считаются хорошими, по сути дела, не имеют никакой ценности, потому что не способны спасти человека из круговорота рождений и смертей. Поэтому человек должен избавиться от всех желаний, порожденных умом.
Анйабхилашита шунйам джнана-кармадй-анавртам: мы должны полностью избавиться от материальных желаний и прекратить заниматься философскими поисками истины и кармической деятельностью. Самое лучшее для человека – это посвятить себя трансцендентному любовному служению Господу. В этом высшее совершенство человеческой жизни.
«Порой во сне мы видим то, с чем ни разу не сталкивались в этой жизни и о чем никогда не слышали, но на самом деле все это происходило с нами, только в другое время, в другом месте и при других обстоятельствах».
В зависимости от времени и обстоятельств события налагаются друг на друга, и потому во сне мы видим нечто удивительное, с чем прежде никогда не сталкивались. Tак, нам может присниться океан на вершине горы
Вот почему говорится, что пока душа не предастся Господу, то есть пока она не обретет сознание Кришны, она будет парить в умственных сферах, попадая то в высшие, то в низшие формы жизни. Все те качества, которые с материальной точки зрения считаются хорошими, по сути дела, не имеют никакой ценности, потому что не способны спасти человека из круговорота рождений и смертей. Поэтому человек должен избавиться от всех желаний, порожденных умом.
Анйабхилашита шунйам джнана-кармадй-анавртам: мы должны полностью избавиться от материальных желаний и прекратить заниматься философскими поисками истины и кармической деятельностью. Самое лучшее для человека – это посвятить себя трансцендентному любовному служению Господу. В этом высшее совершенство человеческой жизни.
«Порой во сне мы видим то, с чем ни разу не сталкивались в этой жизни и о чем никогда не слышали, но на самом деле все это происходило с нами, только в другое время, в другом месте и при других обстоятельствах».
В зависимости от времени и обстоятельств события налагаются друг на друга, и потому во сне мы видим нечто удивительное, с чем прежде никогда не сталкивались. Tак, нам может присниться океан на вершине горы
или же высохший океан. Подобные видения – всего лишь наложение различных явлений и событий, пережитых нами в другое время и в другом месте. Порой нам снится золотая гора, потому что наяву мы видели по отдельности золото и горы.
Во сне, находясь в иллюзии, мы соединяем то, что наяву существует раздельно. Поэтому нам снятся золотые горы или звезды при свете дня. Иначе говоря, такие сны порождены нашим умом, хотя мы действительно видели все это при других обстоятельствах. Во сне же образы увиденного просто соединились друг с другом.
«В каких бы грубых материальных телах ни оказывалось живое существо, его ум продолжает действовать, фиксируя мысли, порожденные желанием чувственных наслаждений. В уме эти мысли накладываются друг на друга, так что порой у нас возникают образы, которые мы никогда не видели и о которых никогда не слышали».
Пока живое существо полностью не разовьет в себе сознание Кришны, материальные желания будут то появляться, то исчезать у него в уме. Tакова природа ума: ум думает, ощущает и желает. Ум, незанятый медитацией на лотосные стопы Верховной Личности Бога, Кришны, непременно станет искать материальных удовольствий. Воспринимаемые чувствами образы фиксируются умом в хронологической последовательности и проявляются один за другим, поэтому живому существу приходится переселяться из одного материального тела в другое.
Ум строит планы того, как наслаждаться в этом мире,
Во сне, находясь в иллюзии, мы соединяем то, что наяву существует раздельно. Поэтому нам снятся золотые горы или звезды при свете дня. Иначе говоря, такие сны порождены нашим умом, хотя мы действительно видели все это при других обстоятельствах. Во сне же образы увиденного просто соединились друг с другом.
«В каких бы грубых материальных телах ни оказывалось живое существо, его ум продолжает действовать, фиксируя мысли, порожденные желанием чувственных наслаждений. В уме эти мысли накладываются друг на друга, так что порой у нас возникают образы, которые мы никогда не видели и о которых никогда не слышали».
Пока живое существо полностью не разовьет в себе сознание Кришны, материальные желания будут то появляться, то исчезать у него в уме. Tакова природа ума: ум думает, ощущает и желает. Ум, незанятый медитацией на лотосные стопы Верховной Личности Бога, Кришны, непременно станет искать материальных удовольствий. Воспринимаемые чувствами образы фиксируются умом в хронологической последовательности и проявляются один за другим, поэтому живому существу приходится переселяться из одного материального тела в другое.
Ум строит планы того, как наслаждаться в этом мире,
а грубое тело служит инструментом для осуществления этих желаний и планов. Ум – это как бы сцена, на которой появляются и исчезают наши желания.
«Находиться в сознании Кришны – значит постоянно общаться с Верховной Личностью Бога, пребывая в таком состоянии ума, в котором преданный видит мироздание таким, каким видит его Господь. Tакое видение мира не может быть постоянным, оно открывается человеку, подобно темной планете Раху, которая становится доступной нашим взорам, только когда на небе светит полная луна». Раху это планета, которая является причиной затмения луны. При обычных условиях она не видима.
Когда человек поглощен деятельностью в сознании Кришны, число его материальных желаний значительно уменьшается. Более того, эти желания больше не приводят к формированию грубых тел. Вместо этого по милости Верховной Личности Бога все желания, накопленные в уме преданного, открываются его взору.
Согласно этому стиху, не углубляясь в эту тему, отметим главное: живое существо имеет бесконечное количество материальных желаний и, пока запас этих желаний не иссякнет, ему придется переселяться из одного грубого тела в другое. Без сознания Кришны ни одно живое существо не сможет вырваться из круговорота рождений и смертей, рождаясь то атеистом, то христианином, то индусом, то мужчиной или женщиной, то животным или полубогом. Если человек разовьет неуклонную память о Кришне, медитируя на Его святые имена и вспоминая Его
«Находиться в сознании Кришны – значит постоянно общаться с Верховной Личностью Бога, пребывая в таком состоянии ума, в котором преданный видит мироздание таким, каким видит его Господь. Tакое видение мира не может быть постоянным, оно открывается человеку, подобно темной планете Раху, которая становится доступной нашим взорам, только когда на небе светит полная луна». Раху это планета, которая является причиной затмения луны. При обычных условиях она не видима.
Когда человек поглощен деятельностью в сознании Кришны, число его материальных желаний значительно уменьшается. Более того, эти желания больше не приводят к формированию грубых тел. Вместо этого по милости Верховной Личности Бога все желания, накопленные в уме преданного, открываются его взору.
Согласно этому стиху, не углубляясь в эту тему, отметим главное: живое существо имеет бесконечное количество материальных желаний и, пока запас этих желаний не иссякнет, ему придется переселяться из одного грубого тела в другое. Без сознания Кришны ни одно живое существо не сможет вырваться из круговорота рождений и смертей, рождаясь то атеистом, то христианином, то индусом, то мужчиной или женщиной, то животным или полубогом. Если человек разовьет неуклонную память о Кришне, медитируя на Его святые имена и вспоминая Его
в момент смерти, он обретет духовное тело, как у Кришны, и, оставляя материальное тело, избавится от повторного рождения и смерти.
Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас
(опубликовано в maxpark 6-11-15)
Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас
(опубликовано в maxpark 6-11-15)