96da9cb3296b050439e17507cd2e85d6

СЕКРЕТ СУПЕРМЕНА

Сверхчеловек – это образное понятие было введёно в западную философию Фридрихом Ницше в произведении “Так говорил Заратустра”. Сверхчеловек в соответствии с теорией Ф.Ницше должен олицетворять средоточие, как пишет Википедия, “витальных аффектов жизни.

Сверхчеловек – это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития”.
 
Ф.Ницше относил к таким Александра Македонского, Юлия Цезаря, Чезаре Борджиа и Наполеона.
 
Конечно, существуют различные субъективные взгляды на ницшеанский образ сверхчеловека:
 
“ религиозно-христианское (Вяч. Иванов считал предшественником Сверхчеловека Иисуса Христа);
 
“ культурологическое (М. А. Блюменкранц характеризовал эту идею Ф.Ницше как “эстетизацию волевого порыва”);
 
“ расовая интерпретация (в Третьем рейхе под Сверхчеловеком понималась расово выдержанная породистая человеческая особь.
 
Слово “сверхчеловек” вошел в обиход как обозначение типа самой высокой удачливости, в противоположность “современным” людям, “добрым”, христианам и прочим нигилистам.
 
В устах Заратустры слово сверхчеловек звучит, как истребитель морали, поэтому вызывает множество толков.

Почти всюду оно было понято с невинностью в противоположность тем, которые были представлены в образе Заратустры. «Я хочу сказать, – говорил Заратустра как “идеалистический” тип высшей породы людей, как “полусвятой” или “полугений”…
 
По своей сути дела эта трактовка Сверхчеловека находятся в прямом противоречии с тем смысловым наполнением этого образа, который существовал в ведической литературе задолго до появления самого Ницше.
 
Так, например в “Бхагавад-гите”, которая представляет квинтэссенцию, суть всех Вед, Кришна говорит: «Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховного Брахмана и исполняется радости. Он никогда ни о чем не скорбит и ничего не желает. Одинаково расположенный ко всем живым существам, он получает право служить Мне с чистой любовью и преданностью».
 
Осознание своего единства с Абсолютом, которое для имперсоналиста является высшей целью жизни, для чистого преданного Кришны – это лишь начало его духовной реализации. Тот, кто получил право служить Кришне с любовью и преданностью, надо думать, что уже поднялся на уровень брахма-бхуты, то есть достиг освобождения.
 
Реальная жизнь вечного живого существа начинается именно с брахма-бхуты. Пока человек грезит о чувственных наслаждениях,

он просто спит, но когда он пробуждается и сбрасывает с себя бремя иллюзии, он посвящает себя чистому преданному служению (шуддха или кевала-бхакти).
 
Такое преданное служение является целью и одновременно средством постижения Верховной личности Бога, Шри Кришны.
 
Каковы признаки сверхчеловека? Что он говорит и как поступает? Этому мы находим объяснение там же.
 
Бхагаван Шри Кришна сказал: “О сын Панду, тот, в ком знание, привязанность и иллюзия, когда они есть, не вызывают ненависть; кто не сожалеет о них, когда они исчезают; кто всегда непоколебим и стоек, кто безучастен и трансцендентен к подобным проявлениям, ибо знает, что все это результат действия гун материальной природы; кто в горе и счастье остается спокоен и невозмутим;
 
кто не делает различий между чистым и нечистым, камнем и золотом; кто одинаково приемлет счастье и несчастье, почет и бесчестье; кто непоколебим и, не обращая внимания на похвалу и осуждение, неуклонно движется к своей цели; кто равно относится к друзьям и врагам; кто отрекся от всякой материальной деятельности – про такого человека говорят, что он вышел из-под влияния гун материальной природы”.
 
КОММЕНТАРИЙ: В этих стихах Кришна описал особенности того, кто вышел из-под влияния трех гун материальной природы.

Прежде всего, человек, достигший трансцендентного уровня, никому не завидует и ни к чему не привязан.
 
Успех и счастье других не вызывают в нем ни радости, ни ненависти; он никого не хулит и никого не прославляет; единственным объектом, достойным прославления, является Сам Кришна и Его представитель, духовный учитель. Оставаясь стойким и непоколебимым, такой человек неуклонно продвигается к духовной цели.
 
Такой целью может быть только любовь к Кришне и преданное служение Ему. Разумеется, такая любовь и служение проявляется и ко всем живым существам, которые являются неотъемлемыми частицами Кришны. Поэтому у человека, свободного от влияния гун природы, нет ни друзей, ни врагов. Он равно относится ко всем, являясь поистине настоящим другом каждому.
 
Счастье и несчастье, которые возникают от соприкосновения с гунами материальной природы, не влияют и не вводят в заблуждение истинного трансценденталиста; тот, кто вышел из-под их влияния, выполняет свой долг и остается безучастным к двойственности счастья и несчастья (сукха-дукха).
 
Различие между чистым и нечистым, добром и злом – есть ни что иное как компиляции ума. Поэтому, освободившись от влияния гун природы и утвердившись в преданном служении Кришне, человек принимает только то, что благоприятно для преданного служения и не принимает того, что не способствует его развитию.

То, что мирские люди принимают как золото и отвергают как грязь или камень, реально не имеет значения. Как сказано во второй главе “Бхагавад-гиты”, что ночь для невежественных людей, то время пробуждения самопознавшей себя личности.
 
йа ниша сарва-бхутанам тасйам джагарти самйами
йасйам джаграти бхутани са ниша пашйато мунех
 
“То, что для всех живых существ – ночь, для владеющего собой – время пробуждения; когда же все живые существа пробуждаются ото сна, для мудреца, занятого самосозерцанием, наступает ночь” (Бх.г.2.69).
 
Привязанность и отречение само по себе мало, что стоят; посвятив себя чистому преданному служению, человек практикует отречение через привязанность к Кришне.
 
Как пишет Шрила Рупа Госвами:
 
анасактасйа вишайан йатхархам упайунджатах
нирбандхах кришна-самбандхе йуктам ваирагйам учйате
прапанчикатайа буддхйа хари-самбандхи-вастунах
мумукшубхих паритйаго ваирагйам пхалгу катхйате
 
“Тот, кто, не испытывая никаких привязанностей, вместе с тем принимает все в связи с Кришной, находится выше собственнических устремлений. С другой стороны, если человек отвергает все подряд, не обладая знанием о связи всего сущего

с Кришной, его отречение нельзя считать совершенным” (”Бхакти-расамрита-синдху” 2.255-256).
 
В материальном мире воплощенное живое существо всегда находится под преобладающим влиянием одной из материальных гун. До тех пор, пока живое существо находится в теле, ему следует оставаться нейтральным к их проявлению, посвятив себя преданному служению Кришне; так постепенно мы перестанем отождествлять себя с материальным телом.
 
Пока человек считает себя телом, целью всех его действий является удовлетворение собственных чувств, но развив в себе сознание Кришны, он естественным образом перестает удовлетворять свои чувства.
 
Нам не нужно материальное тело, и мы вовсе не обязаны удовлетворять его прихоти. Гуны материальной природы могут продолжать действовать в теле живого существа, но осознавая себя духовной душой, оно остается безучастным к их деятельности.
 
Как же развить в себе такую безучастность? Нужно освободиться от желания наслаждаться материальным телом, используя его в служении Кришне. Тот, кто использует тело, ум и дар речи в служении Кришне, считается освобожденной личностью, даже оставаясь в этом теле. В “Бхакти-расамрита-синдху” Шри Рупа Госвами описывает это следующим образом:

иха йасйа харер дасйе кармана манаса гира
никхиласв апй авастхасу дживан-муктах са учйате
 
“Человек, который действует в сознании Кришны, иначе говоря, в служении Кришне, отдавая ему свое тело, ум, разум и речь, является освобожденной личностью, даже если находится в материальном мире и занимается самой разнообразной деятельностью” (Б.р.с.1.2.187).
 
Полностью лишенный ложного эго, такой человек не считает себя владельцем тела. Он знает, что отличен от материального тела, и что оно ему не принадлежит. Его тело, также как он сам, принадлежит Кришне.
 
Когда он использует все, что произведено его телом, умом, разумом, речью, отдает свою жизнь и собственность – все, что у него есть, служению Кришне, он тотчас же восстанавливает свою связь с Ним.
 
Так, поднявшись на трансцендентный уровень, преданный естественным образом достигает освобождения. Ему не следует прилагать особых усилий, чтобы выйти из-под влияния материальных гун.
 
Понятия добра и зла, святости и греха, правды и лжи в этом мире иллюзии – равноценны. Дерьмо (сухое оно или мокрое) остается дерьмом. Таково понимание человека, достигшего трансцендентальной платформы.

Это человек высоконравственный, духовно совершенный и беспредельно преданный Кришне.
 
Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас
 
(опубликовано в sankirtana.ru 2013)