96da9cb3296b050439e17507cd2e85d6

СВОБОДА СЛОВА (3/3)

СВОБОДА СЛОВА И СВОБОДА РАЗУМА!
Беседа с профессором Некрасовым (часть 3)
 

САНКИРТАНА ВЕЧНА
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Санкиртана вечна, она никогда не начиналась. Она существует вечно. Другое дело, что мы об этом не знали. В действительности, ничего не происходит. Мы просто меняем тела и принимаем вместе с ними иной менталитет, иные условия существования. Но, как вечные души, мы неизменны. Поэтому для человека, познавшего себя, ничего не меняется. Тела приходят и уходят, они и в этой жизни постоянно меняются от детства к юности и старости, но осознавшая

себя душа существует вне этих изменений. Душа вечна, вечно сознающа Кришну. Она счастлива в этом чистом сознании, находясь с Господом в той или иной расе. Жизнь вечна – смерти нет. И тот, кто это постиг, находится далеко за пределами времени и пространства.
 
Посмотрите на мир с точки зрения вечной души, вашего истинного «я», и тогда вы увидите, что многие темы, которые обсуждаются в журналах и которые мы пытаемся притянуть за уши к нашей теме разговора, не имеют никакого смысла.
 
Эти ученые, не сознающие Кришну, просто дети, и вся их наука – это ребячество. Они развлекаются в своей песочнице, строя пирамиды, но вот приходит время, и родители забирают игрушки и укладывают их спать.
 
Ученые пытаются измерить безбрежный океан Истины размером своего колодца, в котором сидят. Вы знаете эту историю об ученом-лягушке? Одна лягушка жила в колодце. Другая пришла к ней в гости. «Я видела океан», – сказала она. «Он больше моего колодца?» – спросила подруга.
 
– Значительно больше.
 
– Что он – два колодца?
 
– Больше! Значительно больше!
 
– Три колодца? Четыре? Десять?.. Невероятно!

Глупо измерять безбрежный океан трансцендентального блаженства размерами того материального колодца, в котором мы сидим.
 
Чтобы понять истину, необходимо обратиться к духовному учителю. Нужно найти мудреца, который бы видел Абсолютную Истину и, служа ему, смиренно задавая вопросы, попытаться понять, что есть что. Именно с этого момента и начинается человеческая жизнь.
 
НЕКРАСОВ: То есть, наше мировосприятие, когда мы были молоды, тоже майа. Нам казалось, мы жили весело, дружно, резвились, как молодые щенки на лужайке. А сейчас мы уже старые…
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Истинное знание, мудрость, духовное развитие человека не измеряется его возрастом, годами прожитыми. Программа меняется, компьютер изнашивается, а энергия, которая приводит его в рабочее состояние, остается неизменной. Душа – жизненная сила, которая наполняет сознанием тело и ум, постепенно изнашивая их. Представьте материальное бытие и материальное тело с этой позиции.
 
НЕКРАСОВ: К моему сыну недавно приезжали ребята из Москвы. Они создали там атеистическое общество под названием «Атом». Они издают журнал «Новый безбожник». Вышло три номера.
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: В отличие от этих умников, в Америке нет ни одной официально зарегистрированной атеистической организации или общества, ни одного

подобного журнала. Есть много всего, но, можете себе представить, нет ни коммунистов, ни атеистов. Может быть поэтому они уже как минимум 200 лет, с самого своего основания, ни разу не меняли конституцию и не перестраивались.
 
У них в традиции по сей день: президент присягает на Библии, на священном писании. Это большое достижение. Конечно, это не исключает мошенничества под видом святости. Но это другой вопрос. По сей день люди с разным мировоззрением и религией там уживаются, более или менее…
 
НЕКРАСОВ: Интересно.
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Большой прогресс.
 
НЕКРАСОВ: А почему так? Что вы думаете по этому вопросу, почему у нас атеисты возродились и организовались?
 
У них есть три журнала: «Новый безбожник», «Скепсис» и «Свободный разум». «Новый безбожник» – это самый реакционный из всех. Они прямо отрицают существование Бога. Мы безбожники, мы атеисты. Есть, как вы знаете, теисты, то есть те, кто верят в Бога, и есть те, которые отрицают Его существование. Я – не атеист, потому что меня это не интересует.
 
Я не хочу быть безбожником и постоянно оппозиционировать с Богом. Зачем? Мне это не интересно. Бывает, что иногда я не думаю о Боге.

Но зачем отрицать Бога? Эти же постоянно говорят, думают о Боге, но при этом еще и отрицают Его существование. Абсурд! Если бы Его не было, так некого было бы и отрицать. Журнал «Скепсис» – это журнал философов, современных рационалистов. Он более спокойный.
 
Ну, а «Свободный разум» – это, вроде, для меня, как «пустой разум». Эти вообще пишут ни о чем. Вот так. В свое время уже был журнал «Безбожник». Его Сталин закрыл. Этот журнал издавал Емельян Ярославский-Мубельман. Когда началась война, вы помните, то необходимо было единство советского народа в борьбе с фашизмом, и Сталин его закрыл.
 
Сталин был священником, и он знал силу воздействия религии на общественное сознание. Не случайно, по его распоряжению, икона Казанской Божьей Матери летала на самолете над московским полем битвы. Сам Сталин лично обратился по радио, призывая: «Братья и сестры!…»
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Объединим наши усилия в борьбе с фашистской гидрой антихриста … или что-то вроде этого. В то время Гитлер тоже говорил: «С нами Бог!» Так, манипулируя общественным сознанием и религиозным чувством верующих, демоны, подобно Сталину и Гитлеру, часто используют религию в своих корыстных целях, в особенности, занимаясь политикой.
 
НЕКРАСОВ: Да, наверное, это так. Но теперь другая ситуация. Сегодня все религии расцветают, принят ряд законов на федеральном и областном уровне.

Но в связи с этим появляются и альтернативные структуры, которые пытаются вернуть нас к светскому, гражданскому состоянию безбожничества. Я считаю, что это неправильно.
 
Не обязательно ходить в церковь, но можно быть верующим интеллектуалом, то есть можно не участвовать в обрядовой, внешней стороне религии, но и не оппозиционировать с Богом, выступая против Его закона. Это было бы неправильно. Как вы считаете?
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Как мы уже касались этой темы, согласившись с тем, что существование Бога – это факт, необходимо и изучать этот предмет.
 
Кто есть Бог? Как Он выглядит? Чем занимается? И наконец, как Его можно любить? Да, одни верят, что Бог есть, другие верят, что Его нет.
 
Но человек разумный должен знать Бога и служить Ему из чувства естественной любви. Кто говорит, что Бог есть – он теософ, как например, Блаватская, которая в Америке организовала теософское общество. Но, кто знает Бога, тот – теолог.
 
Необходимо по-настоящему научное знание о Боге. От теософии перейти к теологии и затем к чистому преданному служению – бхакти! Вот наша с Вами программа.
 
Бог есть! – иначе не было бы и вопроса о Его бытии. Бог есть, само по себе Его существование – факт.

«НОВЫЙ БЕЗБОЖНИК»
 
НЕКРАСОВ: На обложке журнала «Новый безбожник» есть эпиграф: «Бога может извинить только то, что Он не существует!» (Анатоль Франс). Анатоль Франс был известным безбожником.
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Такие люди всегда найдут, чем выделиться. На фоне религиозного сознания, в истории, всегда кто-то выставит себя безбожником, чтобы привлечь внимание других, манипулируя умами непросвещенной и падкой на сенсации публики. Конечно, бывает и наоборот. В настоящее время религия – это большой бизнес.
 
НЕКРАСОВ: Вы говорите, что раз люди говорят и помнят о Боге, то, следовательно, Он есть! Это мне напоминает доказательство Бога Фомой Аквинским. У него было пять доказательств: Бог – изначальная причина, Бог – совершенство всех совершенств, если бы Он не существовал, то не был бы совокупностью всех совершенств…
 
Как раз это мне и напоминает Ваше высказывание относительно бытия Бога как факта Его существования. Фома Аквинский, средневековый мыслитель 12 века, основатель «томизма». Идеолог католицизма, папства. Но это доказательство противоречиво с точки зрения логики. Поэтому, служит ли это доказательством с точки зрения логики? – нет, но с точки зрения убеждения и веры – да!
 
Еще раз я напомню: Бог есть совокупность всех совершенств. Он – Всеблаг, Вездесущ, Всемогущ, Всевидящ

и так далее, и, следовательно, если бы Он не существовал, Он не был бы совокупностью всех совершенств. Вывод отсюда: Бог существует! У Него есть и та, и другая ипостась. Он есть! Но атеисты всегда смеялись над таким доказательством. Они говорили, что верующие люди – сумасшедшие. Верят в то, чего нет!
 
Эта схизма– раскол в европейской цивилизации – продукт европейской культуры. Атеизм – продукт свободомыслия, возникшего в 13 веке, когда Сегир Пропанский, Аверроэс (Авиценна, Ибн-Рушд), парижские интеллектуалы, такие как Буридан, настаивали на том, что можно обойтись без Бога. Атеизм появился в эпоху просвящения…
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Атеисты могут попытаться забыть Бога, но обойтись без Бога они не могут. Говорят: «Бог – отец». Разве вы видели сына без отца? Такого не бывает. Есть сын, значит должен быть и отец. Другое дело, что сын воспитывался без отца, в приюте для сирот, в детдоме. Такое бывает. Бывают и инкубаторские птенцы, но без семени отца не бывает ничего живого, сущего.
 
Шри Кришна в «Бхагавад-гите» говорит: «Я – семя жизни дающий Отец». Все движущиеся и неподвижные существа, например, деревья или горы – это дети Кришны.
 
НЕКРАСОВ: Америка, закончу свою мысль, не прошла через эпоху просветительства, поэтому там нет атеизма как такового, но вероятно там есть люди безразличные к религии.
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Да, безразличных людей в Америке

хватает, если это не приносит им дохода. Но сам факт существования Америки, ее история непосредственно связана с религией. В свое время я написал статью «Кто открыл Америку?» Обращаясь к истории, я писал, что первыми поселенцами неизвестного в то время материка были разного рода протестанты, бежавшие от преследований официальной папской церкови. .
 
С другой стороны, и это может показаться невероятным, первыми землепроходцами, мореплавателями в Новый Свет были миссионеры и эмиссары, которых направлял сам Папа Римский с целью захвата, колонизации земель и распространения своего влияния на некатолический мир. Он просто экспансировал свою власть на земли и народы, еще не попавшие под его пяту. Это было очень характерным для средневековья.
 
Позже, в Америку приехали представители и других религий: евреи, мусульмане… Согласно законодательству США, они могут создать свои общественные структуры и, подобно Ватикану, объявить себя независимым государством.
 
НЕКРАСОВ: Да, Западная Европа поражена атеизмом. Он пришел в виде философии Фейербаха, потом Маркса.
 
БЫЛ ЛИ МАРКС АТЕИСТОМ?
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: С профессором Соколовым мы, как-то обсуждая философию и философов разных направлений, слегка коснулись и Маркса с его «прибавочной стоимостью». Я попытался его убедить,

что Маркс на самом деле не был атеистом, как его представляют современные идеологи, а скорей наоборот. Он просто был против той религии, с которой он имел дело в то время.
 
Он был против религии, которая была бы замешана в политической и экономической борьбе, выступая против других религий со всей божественной ратью. Мы видим, что вся средневековая история пронизана борьбой, религиозными войнами и инквизицией.
 
Это происходит, когда вместо того, чтобы помочь людям стать сознающими Бога и развить любовь к Богу, религия занята некоей деятельностью ради удовлетворения всевозрастающих материальных потребностей приверженцев. Не способствуя их духу отречения в служении Богу.
 
Это совсем другое. Борьба различных конфессий за гегемонию в духовной сфере, а на самом деле за обладание материальными ценностями, настроила Маркса против любой религии, во имя достижения мира. Он был рожден в иудейской семье и имел религиозное образование. Он был, как преобладающее большинство, религиозным человеком. Тогда, практически, атеистов не было вообще.
 
Взгляды верующих могли расходиться, но это не был тот атеизм, с которым мы сталкиваемся сейчас на каждом шагу. Отец Маркса был насильственно, как это бывало раньше, конвертирован в христианство и, будучи воспитанным в определенной традиции, Маркс не мог

с этим смириться. Он был свидетелем и жертвой еврейских погромов и произвола власть имущих и, чтобы положить этому конец, вместо того, чтобы подняться до чистого сознания, решил выразить свой протест в обратную сторону, отказавшись от религий вообще.
 
Это и понятно, если можно решить экономические вопросы, не прибегая к милости Бога, тогда нет и необходимости в Нем. Так бывает, когда люди используют религию не для духовного развития, а ради материальных целей. Вот истинная причина того, что он стал атеистом. На самом деле, он помог осуществить глобальную реформу духа, которая продолжается по сей день.
 
Межконфессиональная борьба, которую ведут демоны, представляющие в настоящее время религию, подорвала окончательно у людей в веру в Бога. И теперь Кришна, приняв образ преданного, пришел как Шри Чайтанья Махапрабху и начал Движение Санкиртаны, чтобы установить высший принцип религии, чистое преданное служение.
 
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что Он приходит в этот мир, когда религия приходит в упадок, чтобы установить истинные принципы религии, уничтожить демонов и защитить своих преданных. Чайтанья – наиболее милостивое воплощение Бога. Он никого не убивает. Через воспевание святого имени Кришны Он просто уничтожает демоническое мышление людей и дает им любовь к Господу.
 
Он есть самое милостивое из всех воплощений Бога.

Он устанавливает санатана-дхарму, вечные принципы религии, как панацею от всех материальных проблем. Это совсем другой уровень сознания. Мы – вечные души: не христиане, не атеисты, не мусульмане и не евреи – вот чему учит Чайтанья. Никто не мужчина и не женщина, но каждое существо – душа.
 
Необходимо это понять, с тем, чтобы положить конец борьбе одних с другими, за эмансипацию женщины и приоритет мужчины, за господство над ресурсами материальной природы и прочее. Нет разницы – равные права стать сознающим Кришну есть у каждого, кто воплотился в человеческом теле. Это другого уровня философия, иных восторгов глубина.
 
Маркс говорил: «Я против любой религии!» Но несчастья – не в религии, а в самой природе этого мира. Они присущи материальному существованию, поэтому Сам Кришна в конце «Бхагавад-гиты» говорит: «Сарва дхарман паритьяджа…. – оставь всякую религию, которая преследует материальные цели и предайся Мне. Делай то, что Я скажу!»
 
Бог совершенен. Он знает все: настоящее, будущее и прошлое о каждом, и Он всегда наш благодетель и доброжелатель. Он независим и всегда удовлетворен. Ему все принадлежит. Для души, находящейся в рабстве иллюзии, осознание и принятие непосредственного руководства Господа – единственное средство освобождения от нее.
 
НЕКРАСОВ: Согласен. Если говорить о Марксе,

на самом деле, у него была сложная жизнь. Отец настаивал, чтобы он стал священником, но он пошел учиться на юриста…
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Юрист – это тот, кто знает законы общества и учит, как ими пользоваться, а священник – тот, кто знает законы Бога, и учит, как жить по ним. Тот и другой представляют высший закон – справедливость в человеческом обществе.
 
НЕКРАСОВ: Да, Он был философом. Но есть одна деталь. Ранний Маркс настаивал на культе человека. Он говорил, что религия принижает его достоинство. Он говорил, что человек в этом мире находится в юдоли плача, в несчастьи и что это плохо, и поэтому человек должен отвергнуть Бога.
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Отвергнуть Бога, Его существование не означает забыть Бога (так или иначе мы все говорим о Боге), а наоборот – утвердить Его авторитет своим опровержением. Попытки опровергнуть Бога естественны для души, отвернувшейся от Него. Иногда любовники ссорятся и хотят забыть о существовании друг друга навсегда. Но как раз это у них и не получается.
 
Любовь к Богу иногда проявляется даже в ненависти. Но это совсем не означает небытие Бога. Некоторые демоны хотели даже убить Бога, но на самом деле они, как мы узнавали позже, были великими преданными Бога, играющими роль демона в Его спектакле.
 
Вы можете попытаться опровергнуть мою философию,

но вы не можете опровергнуть мое существование. Попытки опровергнуть Бога заранее обречены на провал, потому что Бог всесовершенен. Другое дело, что вы не хотите подчиниться Богу. Маркс не хотел подчиниться Богу.
 
Поэтому он и страдал, как прочие материалисты. Отвергнув милость Господа и Его покровительство в борьбе за существование, человеку не на что опереться…Мир так устроен, что одно существо поедает другое дживо дживасья дживанам.
 
Но в этой борьбе за существование человек может развить сознание Бога и, оставляя материальное тело, вернуться к Богу. Это цель человеческой жизни. Отрицание материального существования Бога не есть отрицание Его духовного бытия.
 
НЕКРАСОВ: Да, он хотел самоутверждаться в материальном мире, считая его реальным. И поэтому он говорит, что атеизм есть подлинный гуманизм. Вот идеология раннего Маркса. Она выражена в рукописях по философии и экономике 1844 года.
 
Но поздний Маркс не был радикальным атеистом. Он не интересовался атеизмом вообще. Для него это была любимая игрушка, когда он был молод, полон сил и выглядел, как черный мавр.
 
Взять Энгельса, его друга, у него нет атеизма вообще. Атеизм означает страсть, ненависть, борьба, уничтожение и преодоление. Энгельс был моложе Маркса на два года.

Он не запятнал себя никакими атеистическими инвективами, заявлениями, статьями и так далее. Поздний Маркс, это особенность его личности, занимался научным описанием современного общества, моделировал капитализм по английскому образцу…
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: По сути дела, Маркс не был философом. Скорей всего философом был Энгельс. Маркс был экономистом и любил считать деньги…
 
НЕКРАСОВ: Да, пожалуй. Маркс был поэтом. В молодости он писал стихи (помнится, 42-43 тома), но стихи были бездарными, напыщенными, романтичными и пустыми. В них ничего не было. Они были посвящены его жене. Некая имитация Байрона… Чем он только не занимался! Математикой…
 
Философия для него была временным увлеченим. Основную часть жизни он отдал вопросам экономики. Конечно, филоософом был Энгельс. И Энгельс никак не запачкан атеизмом. Он был культурным человеком и, как говорят, «запинался на 15 языках». В основном, он был занят на своих фабриках, перерабатывал хлопок и писать ему было особенно некогда.
 
Писал Маркс, которого он финасировал. Прямо скажем, атеизм в 19-ом веке не был популярен. Пик атеизма приходится на 20-ый век. Мы помним большевиков, как сельские комсомольцы изображали попов, носили гробы, сбрасывали колокола с церквей. Мы это помним. А теперь православие борется с тем же Хаббардом, с протестантами. Атеизм – это что-то от религии.

На мой взгляд, это извращенная религия.
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: В 16-ой главе «Бхагавад-гиты» приводится описание демонических и божественных натур. Там объясняется происхождение тех и других. Существует два типа людей: одни признают авторитет Верховной личности Бога и Веды, другие не признают. Эти другие чрезмерно материалистичны. Они считают причиной всего секс. «Все возникло из вожделения!» – говорят они.
 
НЕКРАСОВ: Продолжая эту мысль, – я вспомнил Вольтера. Его спрашивали: «Бога нет?» Он отвечал: «Да!» А его собеседник: «Так это и есть ваша религия!» Атеизм – это искаженная, больная религия. Необходимо выйти за пределы того и другого.
 
ДХАРМА
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: В ведической литературе часто встречается слово «дхарма». Там нет слова «религия». Адекватно по значению санскритскому слову «дхарма» трудно что-либо найти. Поэтому его часто в переводах заменяют словом «религия». Но по сути, это далеко не одно и то же. Религия – означает благочестие, набожность.
 
А дхарма – буквально то, что присуще тому или иному предмету. Как например, воде присуща влажность, огню – тепло и свет, живому существу присуще служение – это его дхарма. Вечная дхарма вечного живого существа – его служение Богу.

В материальном временном бытии эта вечная дхарма постоянно меняется. В зависимости от тела определенного типа, служение Богу выражается по-разному. Но само по себе оно неотъемлемо от живого существа – вечно. Теперь мы говорим о сознании Кришны как «вечной религии».
 
В материальном мире мы служим Богу не прямо, а косвенно – Его энергии, оставаясь, так или иначе, вечным слугой Бога. Это и есть дхарма живого существа. В материальном мире мы служим детям, семье, друзьям, правительству, науке, религии, своим чувствам и чувствам других людей. Такова дхарма обусловленного существования.
 
Но, когда мы достигаем освобождения, то восвобожденном состоянии мы служим Кришне. Это и есть сознание Кришны. На самом деле, в духовном мире не существует понятия «Бог». Там есть Кришна, и все Его любят как своего благожелателя и добродетеля, как своего друга, сына или возлюбленного.
 
НЕКРАСОВ: Да, это слово мне больше нравится. Дхарма!
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Это слово определяет наше истинное занятие, исходя из духовной природы нашего «я». Служение Кришне – это дхарма души. Дхарма живого существа – это его долг, предписанные обязанности – служить Кришне.
 
Слово «религия» имеет совсем другое значение. Кришна говорит: «Оставь всю дхарму!».

Здесь это слово переводится как «религия», но на самом деле Кришна говорит: «Оставь любое занятие, кроме служения Мне» (Кришне).
 
НЕКРАСОВ: Слово «религия» означает «веревка», связь между человеком и Богом. Бог водит человека на веревке. Мы водим собаку на веревке. Бог водит нас. Вот, что такое религия. Это слово оскорбительно. Оно пришло к нам из латыни. Это плохое слово. Религио – это связь.
 
Дхарма – это по сути лучше. Это благородно: служение, поклонение… Видите, традиция латинизмов в нашей культуре в значительной степени преобладает. Греческими словами мы меньше наводнены, чем латинскими. Все европейские языки вышли, отпочковались из латыни.
 
Возьмите английский, немецкий, француский. Так или иначе, они тесно связаны. Термин «религия» вызывает, мягко говоря, большие сомнения. Отсюда, кстати, и атеизм… Если нам перейти на другой язык, но искусственно сделать это нельзя – тогда многие противоречия уйдут.
 
ЯЗЫК ЛЮБВИ
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Естественно, Веды написаны на санскрите, прародителе всех языков индоевропейской группы. Поэтому, чтобы понять сущность предмета, необходимо обратиться к первоисточнику, к прародителю, к языку, на котором они записаны. Нет адекватного перевода таких слов, как «према», «бхакти», «карма»,

«дхарма», «мокша» и прочее ни в одном языке. Почему?
 
Состояния души, которые могут быть описаны на этом языке, не возникают у современных людей. Поэтому санскрит постепенно вышел из употребления. Современные люди живут, как холеные животные, и для них нет необходимости обсуждать темы, связанные с сознанием Бога, поэтому все, что имеет отношение к материальному телу и удовлетворению чувств этого тела и ума, можно изложить и на любом другом языке. Наш язык и, соответственно, мышление весьма примитивны.
 
Поэтому становится проблематичным объяснить некие высшие концепциии и состояния прозрения, поскольку такого рода прозрения все реже и реже посещают современных людей в силу их духовной деградации. Вопрос прибавочной стоимости можно обсуждать на любом языке, поэтому так легко входит в ум идея материализма, и так трудно вдолбить идею сознани Кришны, которая естественна природе души.
 
Высшая духовная философия трудно ложится на кальку нашего языка. Санскрит – деванагари, язык богов, дан самим Богом. Кришна говорил с Арджуной на этом языке. Теперь, если посмотреть повнимательней, то корни санскритского происхождения можно обнаружить в различных других языках мира, как в русском, так и в латинском, и нас это уже не удивляет…
 
НЕКРАСОВ: Да, это протоязык. Нарративный протоязык, и философия, изложенная на нем, становится недоступна для понимания западного человека.

МУРАЛИ МОХАН ДАС: Мышление человека необходимо непосредственно связывать с языком, на котором он говорит. Как мы говорим, так мы и мыслим. Что советует Бхактисиддханта Сарасвати?
 
Он говорит своим последователям, что необходимо менять лексику. Вводить термины и святые имена Бога, которые полны духовной энергии. Не зная даже перевода, а в этом, как мы уже догадываемся, и нет необходимости, мантра, которую мы повторяем – Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе – самодостаточна. Она не нуждается в переводе.
 
Мантра – это звуковая вибрация, в которой заложена вся информация Абсолютной личности и разлиных Его энергий. Если помните, «вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог!» Как описать того, Кто находится на трансцендентном уровне, за пределами нашего материального, чувственного восприятия?
 
Только через непосредственную вибрацию, которая Его представляет. Она пришла из духовного мира. Бог и Его имя – одно и тоже. В Абсолюте нет различия между именем и тем, кому оно принадлежит. Нет разницы между Кришной и именем «Кришна». Верите вы или нет – мы не воспринимаем Его умом. Он духовен.
 
Вот почему атеисты отрицают существование Бога. Бог духовен, а чувства и ум материальны. Они верят, что его нет. Верующие верят, что он есть. Но те, кто достиг трансцендентальной платформы, видят Его, слышат

и общаются с Ним. Как это возможно? Их тело духовно, а наше материально. Бог духовен, нет разницы между Ним и Его телом.
 
Но у нас с вами в обусловленной жизни разница есть. Только когда мы обретаем духовное тело, как у Кришны, мы сможем увидеть Его и общаться с Ним. Для этого человеческая форма жизни – самая подходящая, поскольку она создана по образу и подобию Господа. Для того, чтобы это понять и подготовить свое духовное тело, по форме напоминающее материальное, мы входим в контакт с духовной энергией.
 
Материальное тело состоит из материальных элементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, разума и ложного эго, а духовное – из некоей трансцендентной субстанции. Те, кто имеют такое тело, видят Абсолютную Истину и, как сказано в «Бхагавад-гите», могут Ее описать адекватно нашему пониманию, поднимая нас до духовного уровня, через очищение нашего сознания. В «Бхагавад-гите» также сказано, что для того, чтобы познать истину, нужно обратиться к тому, кто ее видит.
 
Задавая смиренно вопросы и служа этой личности, постараться ее понять. Этот процесс познания называется шабда, слушение того, кто знает. Это отлично от того, что предлагают нам ученые. Их метод несовершенен, наука, пользующаяся таким несовершенным методом, не может предоставить нам знание о совершенном.
 
Их догадки и предположения, основанные на несовершенных чувствах, не имеют ничего общего

с возможностью понять истинное положение вещей, обратившись за помощью к совершенной личности.
 
Индуктивный и дедуктивный методы познания непригодны для постижения Абсолютной Истины. Трансцендентное – значит реально существующее, например, душа или Бог, – но не постижимое материальными чувствами и умом. Мы видим – сознание проявляется через деятельность этого тела и чувств, но что есть источник его, не видим.
 
Это не значит, что его нет. Если выключить свет, мы не можем видеть даже собственной руки. Но это не значит, что у нас нет рук. Мы не видим душу, потому что у нас нет таких глаз. Это дефект зрения, а не отсутствие души. По принципу сознания предметы делятся на одушевленные и неодушевленные.
 
Сознание – это признак души. Дерево, которое за окном, имеет душу, а дерево, которое в форме стула или стола в нашей комнате, – нет. Потому что нет сознания. Материя мертва, и видимость жизни – это ни что иное, как проявление сознания души, находящейся внутри материального тела. Как познание самого себя, так и познание Бога – это не простая вещь.
 
Поэтому либо мы должны верить по простоте душевной в Его существование и начать процесс бхакти, преданного любовного служение, либо мы должны верить, что Его нет, и тогда заняться некоей материальной деятельностью, которая прямо противоположна этому и, более того, способствует Его забвению.

Итак, существует два процесса: видья – знание и авидья – невежество, то есть знание того, что реально не существует и, подобно миражу, представляет некое подобие реальности. В одном случае мы имеем дело с духовной энергией в другом – с материальной. У нас возникает опыт духовной или материальной деятельности, что в целом может составить некое подобие познания Абсолютной Истины.
 
Я ВИЖУ ИСТИНУ
 
НЕКРАСОВ: Я вижу эту целостную картину, которая заполнена и завершена. Если и нам вернуться к санскриту как изначальному языку, то многие проблемы связанные с терминологией могут быть решены.
 
МУРАЛИ МОХАН ДАС: Ведические авторитеты рекомендуют на мир смотреть глазами писаний и тех, кто видит истину, обладая духовным зрением. Что же говорит Веданта-сутра и тот, кто ее составил, Брахма – творец вселенной? Окончательно мы можем разрешить проблемы, когда наши глаза будут увлажнены бальзамом любви к Кришне.
 
Преданные видят Кришну постоянно, в своем сердце, в образе Шьямасундары! Этот язык любви мы и изучаем, практикуя бхакти, чистое любовное служение Кришне, которое заключается в девяти процессах: шраванам, киртанам, вишнох смаранам…. Это особая тема.
 
(опубликовано в Sankirtana.net)