ОЧЕВИДНОЕ — НЕВЕРОЯТНОЕ!
Где-то в конце 80-х, вначале 90-х я давал лекцию о сознании Кришны в Белорусской Академии наук. После выступления мне предложили оставить автограф в книге выдающихся людей, выступавших в стенах Академии. Полистав книгу, я остановился на одной из последних записей, она принадлежала Академику С.Капице.
Вспомнив «ОЧЕВИДНОЕ – НЕВЕРОЯТНОЕ!», недолго думая, я написал:
“А.С.Пушкин о сознании Кришны”:
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, Бог изобретатель…
В Шримад Бхагаватам подробно описан процесс творения. Опираясь на первоисточник, мы дадим некоторое представление о том, с чего начинается и чем заканчивается процесс познания.
Когда из трансцендентального тела Маха- Вишну (Карандашайи Вишну – экспансия Кришны) проявляется махат-таттва, вся субстанция материальной энергии. Бросив на нее взгляд, Он оплодотворяете ее дживами. Первое что возникает – это ложное эго (аханкара). Затем, когда на ложное эго воздействует гуна благости (саттва), появляется ум (манас); когда на ложное эго воздействует гуна страсти (раджас), появляется разум (буддхи); в результате взаимодействия ложного эго с гуной невежества (тамас) возникаю все грубые материальные элементы (маха-бхута): земля, вода, огонь, воздух и эфир.
Грубое физическое тело формируется в результате деятельности (карма), тонкое тело (ум, разум и ложное эго) – производное желаний и волеизлияния, а также сознания.
Пока у нас есть тонкое тело, мы вынуждены оставаться в материальном мире, рождаясь в различных видах и формах биологической жизни (8.400.000). Занимаясь бхакти-йогой, преданным любовным служением Кришне,
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, Бог изобретатель…
В Шримад Бхагаватам подробно описан процесс творения. Опираясь на первоисточник, мы дадим некоторое представление о том, с чего начинается и чем заканчивается процесс познания.
Когда из трансцендентального тела Маха- Вишну (Карандашайи Вишну – экспансия Кришны) проявляется махат-таттва, вся субстанция материальной энергии. Бросив на нее взгляд, Он оплодотворяете ее дживами. Первое что возникает – это ложное эго (аханкара). Затем, когда на ложное эго воздействует гуна благости (саттва), появляется ум (манас); когда на ложное эго воздействует гуна страсти (раджас), появляется разум (буддхи); в результате взаимодействия ложного эго с гуной невежества (тамас) возникаю все грубые материальные элементы (маха-бхута): земля, вода, огонь, воздух и эфир.
Грубое физическое тело формируется в результате деятельности (карма), тонкое тело (ум, разум и ложное эго) – производное желаний и волеизлияния, а также сознания.
Пока у нас есть тонкое тело, мы вынуждены оставаться в материальном мире, рождаясь в различных видах и формах биологической жизни (8.400.000). Занимаясь бхакти-йогой, преданным любовным служением Кришне,
мы избавляемся от тонкого тела. Как пища, попавшая в желудок, усваивается и трансформируется в различные энергии, так и тонкое тело растворяется и возвращает все материальные элементы в махат-таттву. В результате этого проявляется чистое сознание, т.е. человек становится полностью сознающим Кришну.
ВСЕ РОЖДАЕТСЯ ИЗ СОЗНАНИЯ! Сознание – это основной признак жизни. Мы можем судить о живом или мертвом по наличию сознания. Сознание – это способность живого существа двигаться, чувствовать, мыслить, наслаждаться и любить. Сознание – это жизненный абсолютный принцип, а сама жизнь – это проявление одной из форм Абсолютного сознания. Сознание абсолютно. Все возникает из сознания. Поэтому, с точки зрения Абсолюта, все обладает сознанием. В Абсолютном мире нет мертвой материи. Если мы отрицаем существование Абсолюта, то невольно приглашаем свою собственную смерть! Отрицание Абсолюта – это смерть. Смерть – это отсутствие сознания. Чтобы понять это, необходимо подняться до чистого сознания, сознания Кришны. Абсолют совершенен, и все виды несовершенств возникают из несовершенного восприятия, из-за несовершенства материальных чувств и ума.
У ОБЪЕКТИВНОГО МИРА НЕТ ВЛАСТИ НАД НАМИ. НАМИ ПОВЕЛЕВАЕТ СУБЪЕКТ, КОТОРЫЙ ОБЛАДАЕТ АБСОЛЮТНЫМ СОЗНАНИЕМ
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «маттах смритир гйанам апоханам ча – Я даю память, знание и забвение». Ради собственного наслаждения, ради лилы, ради
ВСЕ РОЖДАЕТСЯ ИЗ СОЗНАНИЯ! Сознание – это основной признак жизни. Мы можем судить о живом или мертвом по наличию сознания. Сознание – это способность живого существа двигаться, чувствовать, мыслить, наслаждаться и любить. Сознание – это жизненный абсолютный принцип, а сама жизнь – это проявление одной из форм Абсолютного сознания. Сознание абсолютно. Все возникает из сознания. Поэтому, с точки зрения Абсолюта, все обладает сознанием. В Абсолютном мире нет мертвой материи. Если мы отрицаем существование Абсолюта, то невольно приглашаем свою собственную смерть! Отрицание Абсолюта – это смерть. Смерть – это отсутствие сознания. Чтобы понять это, необходимо подняться до чистого сознания, сознания Кришны. Абсолют совершенен, и все виды несовершенств возникают из несовершенного восприятия, из-за несовершенства материальных чувств и ума.
У ОБЪЕКТИВНОГО МИРА НЕТ ВЛАСТИ НАД НАМИ. НАМИ ПОВЕЛЕВАЕТ СУБЪЕКТ, КОТОРЫЙ ОБЛАДАЕТ АБСОЛЮТНЫМ СОЗНАНИЕМ
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «маттах смритир гйанам апоханам ча – Я даю память, знание и забвение». Ради собственного наслаждения, ради лилы, ради
увеселения и развлечения, Кришна дает живому существу знание, память и забвение, пребывая в сердце каждого живого существа – чахам хриди саннивиштах. Никто не располагает подобной властью, поскольку вся власть сосредоточена в руках личности, которая обладает абсолютным сознанием.
РЕАЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТИВНА. ЕЕ ВОСПРИЯТИЕ ДОСТУПНО ТОМУ, КТО ОБЛАДАЕТ СОЗНАНИЕМ. Цвет мы воспринимаем глазами, но не глаза воспринимают цвет, а человек их имеющий. Когда душа уходит, сознание покидает тело,. Тогда глаза перестают видеть, уши слышать – органы чувств человека становятся бесполезными. Из этого следует, что именно субъект, атма-джива (душа), сознающая личность, а не чувства, рассматривает, анализирует и воспринимает мир. Сами чувства относятся к живому существу (душе), к личности, обладающей сознанием. Сознание – это признак души. Глаза же, как и прочие элементы грубого и тонкого тела, – это покрытие духовных чувств, ума и разума сознающего субъекта (именно душа обладает чувствами, умом, разумом и сознанием).
Аналогично этому, Высшее существо (Сверхдуша – Кришна), чьи глаза повсюду, в каждой мельчайшей сознающей частице, видит и наслаждается всем. Речь не идет об объективной реальности, поскольку эту реальность представляет сам субъект. Высший субъект представляет реальность Своего собственного бытия. Как говорят, вещь в себе, предмет сам в себе. Тот, кто познает, является сам объектом познания. Таким образом, нет ничего кроме Высшего субъекта, обладающего
РЕАЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТИВНА. ЕЕ ВОСПРИЯТИЕ ДОСТУПНО ТОМУ, КТО ОБЛАДАЕТ СОЗНАНИЕМ. Цвет мы воспринимаем глазами, но не глаза воспринимают цвет, а человек их имеющий. Когда душа уходит, сознание покидает тело,. Тогда глаза перестают видеть, уши слышать – органы чувств человека становятся бесполезными. Из этого следует, что именно субъект, атма-джива (душа), сознающая личность, а не чувства, рассматривает, анализирует и воспринимает мир. Сами чувства относятся к живому существу (душе), к личности, обладающей сознанием. Сознание – это признак души. Глаза же, как и прочие элементы грубого и тонкого тела, – это покрытие духовных чувств, ума и разума сознающего субъекта (именно душа обладает чувствами, умом, разумом и сознанием).
Аналогично этому, Высшее существо (Сверхдуша – Кришна), чьи глаза повсюду, в каждой мельчайшей сознающей частице, видит и наслаждается всем. Речь не идет об объективной реальности, поскольку эту реальность представляет сам субъект. Высший субъект представляет реальность Своего собственного бытия. Как говорят, вещь в себе, предмет сам в себе. Тот, кто познает, является сам объектом познания. Таким образом, нет ничего кроме Высшего субъекта, обладающего
абсолютным сознанием, Кришны.
Природа божественного проявляется в трех аспектах. Каковы же эти три аспекта проявления божественного, абсолютно чистого сознания? Сат-чит-ананда – вечное бытие, знание и блаженство. Как это можно доказать? Никак, мы просто должны верить! Если я сумею убедить вас поверить мне – это и будет моим доказательством истины.
Безоговорочно приняв авторитет «Бхагавад-гиты» и «Шримад Бхагаватам», прямое их значение, я пытаюсь убедить своих последователей. В этом и есть моя квалификация как гуру. Необходимо принять авторитет и так сойти с ментальной платформы, которая порождает всевозможную двойственность и неразбериху в жизни человека.
Мы верим, что Кришна – сат-чит-ананда, и каждое живое существо, Его неотъемлемая частичка, едина с Ним и отлична от Него. Мы верим, потому что это непостижимо: ачинтья-бхедабхеда-таттва – одновременно едины с Ним и отличны от Него.
ЛЮБАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ КОНЦЕПЦИЮ ДУХОВНОГО.
Хотя материя безжизненна, но великие святые описывают ее как личность. Так и человек, отождествляя себя с телом, присваивает телу различные качества и особенности, характерные для него как личности. Это происходит потому, что он сам представляет собой как бы тень,
Природа божественного проявляется в трех аспектах. Каковы же эти три аспекта проявления божественного, абсолютно чистого сознания? Сат-чит-ананда – вечное бытие, знание и блаженство. Как это можно доказать? Никак, мы просто должны верить! Если я сумею убедить вас поверить мне – это и будет моим доказательством истины.
Безоговорочно приняв авторитет «Бхагавад-гиты» и «Шримад Бхагаватам», прямое их значение, я пытаюсь убедить своих последователей. В этом и есть моя квалификация как гуру. Необходимо принять авторитет и так сойти с ментальной платформы, которая порождает всевозможную двойственность и неразбериху в жизни человека.
Мы верим, что Кришна – сат-чит-ананда, и каждое живое существо, Его неотъемлемая частичка, едина с Ним и отлична от Него. Мы верим, потому что это непостижимо: ачинтья-бхедабхеда-таттва – одновременно едины с Ним и отличны от Него.
ЛЮБАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ КОНЦЕПЦИЮ ДУХОВНОГО.
Хотя материя безжизненна, но великие святые описывают ее как личность. Так и человек, отождествляя себя с телом, присваивает телу различные качества и особенности, характерные для него как личности. Это происходит потому, что он сам представляет собой как бы тень,
отражение реальной личности, созданной по образу и подобию Творца, Бога. Пользуясь различными вспомогательными вещами, мы склонны обожествлять их и приписывать им личностные качества того, кто ими обладает, хозяина. Материалисты считают, что все есть материя, нет духа вообще, как нет и некоей личности – Бога.
Мы же склонны думать, что не существует материи, но есть только Дух. Исходя из концепции непостижимого единства и различия, признав, что Бог – дух, а живое существо – Его неотъемлемая частичка, мы понимаем, что, обладая сознанием, она может познать Его бытие, и поэтому отвергаем существование материи. Если бы ее функция была изменена, то не было бы речи о двойственности. Единство и непостижимое различие, безусловно, предполагает безоговорочную веру в Ведическую мудрость, в ее истинность.
Когда же эта вера поколеблена, отклонение от нее и ментальные спекуляции провозглашают вместо истины догмат. И так, спустившись на материальный уровень сознания, всякое духовное движение, начатое ачарьями, становится религией, которую фанатичная толпа использует, исключительно, ради меркантильных целей.
Что такое ум, разум и сознание? Объясню в другой раз.
Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас
(опубликовано в maxpark 6-14-15)
Мы же склонны думать, что не существует материи, но есть только Дух. Исходя из концепции непостижимого единства и различия, признав, что Бог – дух, а живое существо – Его неотъемлемая частичка, мы понимаем, что, обладая сознанием, она может познать Его бытие, и поэтому отвергаем существование материи. Если бы ее функция была изменена, то не было бы речи о двойственности. Единство и непостижимое различие, безусловно, предполагает безоговорочную веру в Ведическую мудрость, в ее истинность.
Когда же эта вера поколеблена, отклонение от нее и ментальные спекуляции провозглашают вместо истины догмат. И так, спустившись на материальный уровень сознания, всякое духовное движение, начатое ачарьями, становится религией, которую фанатичная толпа использует, исключительно, ради меркантильных целей.
Что такое ум, разум и сознание? Объясню в другой раз.
Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас
(опубликовано в maxpark 6-14-15)