96da9cb3296b050439e17507cd2e85d6

Зачем людям религия? (1/3)

Диалог с научным сотрудником Санкт-Петербугрского музея истории религии Александром Карповым. 16.08.2004.
 
Александр Карпов принадлежит к молодой плеяде современных ученых, перешагнувших через голову предрассудков века минувшего. Он не атеист. О сознании Кришны впервые услышал от своей тетки, Народной артистки Веры Карповой, на квартире которой я проповедовал еще в застойный период, лет двадцать тому назад.
 
Тогда он был мальчиком, учеником первого-второго класса. Наверное, заочно мы были знакомы,

но кто бы мог подумать, что спустя пару десятков лет наши пути пересекутся. Теперь он – ученый, религовед, сотрудник Музея истории религии в С.Петербурге.
 
Несмотря на свою занятость и, судя по крестику из под исподней, приверженность к православию, он оказался открыт для беседы о сознании Кришны, философии, которая чужда сектанского взгляда, бытующего среди верующих. Она способна поколебать любой догмат.
 
Ведь Бог есть Бог. Он – не христианин, ни индуист, ни мусульманин и не еврей. Он трансцендентен к понятиям «наш Бог» или «ваш Бог». На этом сходятся все богооткровенные писания. Все говорят, что Бог один, следовательно, и религия тоже должна быть одна. Что есть истинная религия? Это – любовь к Богу.
 
Об этом и пойдет речь. Такую религию мы называем бхагавата-дхармой, бескорыстным служением Богу, культом чистого бхакти, любви и преданности. Так же как христиане и иудеи обращаются к Библии, а мусульмане – к Корану, так и преданные Кришны в своей духовной жизни – к «Бхагавад-гите», сказанной Самим Богом и «Шримад Бхагаватам», литературной Его инкарнации.
 
«Шримад Бхагаватам» – это парамахамса-самхита, произведение предназначенное для людей, достигших высочайшего уровня духовной реализации.
 
«Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта «Бхагавата-Пурана» провозглашает высочайшую истину,

которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина – реальность, во имя всеобщего блага отлична от иллюзии. такая истина уничтожает тройственные страдания.
 
Этой прекрасной «Бхагавата-Пураны», составленной великим мудрецом Вьясадевой ( в пору его духовной зрелости) вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать «Бхагаватам», это знание сразу же утверждает Верхованого Господа в его сердце». (Ш.Б. 1.1.2.)
 
Если люди станут сознающими Кришну, зачем им религия?
 
Люди страдают и поэтому, чтобы избавиться от страданий, они обращаются к религии. Они ищут Бога, потому что страдания, присущие материальному существованию, возникли сразу же, как только живое существо отвернулось от Бога, забыло Его.
 
Бог есть высшее проявление Абсолютной истины. Он подобен солнцу. В Его присутствии нет тьмы невежества. Поэтому, не случайно сказано в этом стихе, что «такая истина уничтожает тройственные страдания».
 
Что из себя представляют тройственные страданья и как от них избавиться?
 
Каждое живое существо в материальном мире (в обусловленном состоянии) испытывает страдания:

от тела и ума (адхиатмика), от других живых существ (адхибаутика) и страдания, которые возникают от климатических условий, стихийных бедствий, землятрясений, наводнений и т.д. (адхидайвика).
 
Тот, кто осознал различие между душой и телом, и познал себя как вечную душу и восстановил свои отношения с Богом, освобождается от этих стараданий. Ахам брахмасми – я есть душа. Я – не есть материальное тело, следовательно, ни русский, ни американец, ни мужчина, ни женщина, ни христианин, ни индуист, ни мусульманин.
 
Существует множетво обозначений для материального тела, но душа трансцендентна ко всем им. Познав себя как вечную душу, человек сразу же освобождается от страданий.
 
Далее, говорится, что «эта Бхагавата Пурана (“Шримад Бхагаватам”) провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты». Говоря об очищении сердца мы, прежде всего, имеем ввиду освобождение себя от зависти, жадности, вожделения и гнева.
 
Когда душа приходит в материальный мир, то ее покрывает невежество пяти видов: тамистра, адхитамистра, тамаса, моха и маха-моха. Эти пять видов невежества проявляют себя следующим образом. Первое, возникает концепция ложного эго, которая заставляет нас думать, что мы – материальное тело.
 
Второе, поскольку тело невечно, то, естественно,

возникает страх смерти. Третье, движимые этим страхом живые существа объединяются в сообщества. Они создают различные государственные, общественные и религиозные институты. Сообща они пытаются противостоять смерти. Занимаясь наукой, медициной, развивая технику, люди борются за существование.
 
Но эта борьба иллюзорна в том смысле, что, на самом деле, жизнь вечна и не зависит от внешних, материальных обстоятельств. Жизнь – это душа в теле. Она никогда не начиналась и никогда не закончится. Когда мы получаем материальное тело, то отождествляя себя с ним, нам кажется, что мы рождаемся, а когда оставляем его, то нам кажется, что умираем.
 
Такова картина материального бытия. На протяжении единственной, вечной жизни мы меняем материальное тело постоянно, переходя от детства к юности, к старости и в момент смерти, принимая другое тело. Отождествляя себя с материальным телом нам кажется, что мы рождаемся, а оставляя его, кажется, что умираем…
 
В «Бхагавад-гите» сказано, что подобно тому, как человек меняет одежду так душа меняет это тело постоянно. Вот как раз эту высочайшую истину и постигают преданные чьи сердца совершенно чисты.
 
«Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели»… – Что это значит? Человек часто обращается к религии или Богу, имея какие-то корыстные мотивы, например: хочет здоровья, если болен, хочет богатства, если беден и т.д.

Преследуя материальный интерес, человек идет в церковь, присоединяется к той или иной религии и все, что ни делает, делает исключительно ради своекорытного интереса, не для Бога, а для себя, более того, ложно считая себя материальным телом, для тела, оставляя без внимания себя – вечную душу.
 
Чтобы воспользоваться материальными благами, которые предоставляет Бог, душа снова должна воплотиться в материальном мире, испытывая все те же, выше названные тройственные страдания. Так, оставаясь в круговороте рождения и смерти, душа то поднимается на высший уровень материального существования, совершая праведные поступки, то, совершая греховные, опускается на низший.
 
Согласно своей деятельности мы пожинаем ее результаты в форме страданий и наслаждений. Иногда мы воплощаемся в хорошей аристократической семье или даже на высших райских планетах, в телах плубогов, а иногда в нищете, на низших планетах, в телах зверей, птиц и т.д. Это называется кармой. Наше теперешнее тело является результатом нашей кармы, деятельности, совершенной в прошлом.
 
В настоящий же момент, что-то делая, мы подготавливаем свое следующее тело, материальное или духовное – это зависит от характера деятельности. Преследуя какие-либо материальные цели мы обретем материальное тело, но бескорыстно служа Кришне – духовное.
 
Поэтому здесь «Бхагавата пурана» отрицает всякую

религиозную деятельность, преследующую материальные цели и поошряет деятельность в сознании Кришны, которая ведет к освобождению от круга рождения и смерти.
 
Сознание Кришны не является религией в общем распростарненном смысле этого слова. Сознание Кришны – это чистое сознание, которое позволяет нам видеть Бога, общаться с Ним и поддерживать любовные отношения в одной из пяти трансцендентальных рас.
 
Слово «религия» подразумевает некую благочестивую деятельность, санкционированную писаниями, которая преследует материальные цели. Многие, например, желают попасть в рай. Но цель сознания Кришны – отлична от этого. Наша цель – обрести любовь к Кришне и служить Кришне непосредственно, общяясь с Кришной в духовном мире.
 
Мы вечные души и поэтому наше место в духовном, а не в материальном мире. В материальном мире мы не свободны. Мы вынуждены подчиняться закону кармы, причинно следственной связи, которая связавает совершеющего действия ее результатами. Хорошие и плохие поступки вынуждают нас снова принимать рождение в этом преходящем, исполненном страданий мире.
 
«Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать «Бхагаватам», это знание сразу же утверждает Верхованого Господа в его сердце».

В «Бхагавад гите» Кришна говорит: сарвасья чахам хриди санивиштха… «Я нахожусь в сердце каждого…» Здесь это подтверждается… более того, здесь говорится, что осознание этого достигается смиренным и внимательным слушанием «Шримад Бхагаватам». Для нас это наиболее важно.
 
Мы имеем дело с произведением, которое способно утвердить Господа в нашем сердце, если мы просто смиренно и внимательно его слушаем. «Зачем же нужны какие-либо другие писания?»
 
Как Параматма Кришна находится в сердце каждого существа и в ядре каждого атома. Вся материальная деятельность контролируется Верховным Господом. Он дает память и забвение, знание, которое исходит из Него. Он направляет скитания всех живых существ, находящихся как бы в машине, сделанной из материальной энергии.(Бх.г.15.15. и 18. 61).
 
Невидимым образом Кришна руководит всей нашей деятельностью, являясь причиной всех причин. Атеист отрицает существование Бога. Преданный служит Богу. То и другое человек получает по милости одного и того же Бога. Одни верят, что Бог есть другие верят, что Его нет. Кришна дает память, знание и забвение. Кришна – в конечном счете – дает веру. Это довольно занятная тема, но понимание ее требует некоторой подготовки.
 
Бог духовен и мы не можем Его видеть материальными глазами. Но Его присутствие мы можем осознать через проявление сознания.

Потому что каждое существо вечно связанно с Господом как Его неотемлемая частица. Сознание Кришны – это высшая форма проявления божественного сознания, помогающего это понять.
 
В отличие от религии, которая имеет начало и конец в аналах истории человечества, сознание Кришны представляет собой вечную деятельность души. Оно вечно. Присутсвие души мы постигаем через сознание. Сознание – это признак души. Оно прояваляется в деревьях, в растениях и даже в некоторых минералах.
 
В «Бхагавад-гите» приводится аналогия. Сознание растений подобно эмбриону, покрытому чревом. Сознание животных подобно зеркалу, покрытому пылью. Сознание человека подобно огню, покрытому дымом. Говорят, что нет дыма без огня! Огонь сознания в человеческой форме жизни можно постепенно раздуть и, когда он запылает, то дым покрывающий его исчезнет.
 
Это важно понять. Человеческая жизнь предназначена для познания Абсолютной истины, Бога, через очищение сознания. По сути дела, это цель любой религии – стать сознающим Кришну.
 
Поскольку Господь создал человека по Своему образу и подобию, то, познав себя как вечную душу, мы можем до определенной степени познать Бога как Сверхдушу.
 
«Зачем же нужны какие-то другие писания?»
 
Но писания существуют. Какова же их ценность,

и какова же в них необходимость? Писания даны Богом для различного уровня сознания людей, чтобы помочь им восстановить свои отношения с Богом. В отличие от животных в человеческом обществе всегда существует та или иная форма религии.
 
Религия существует даже для дикарей. Она дается по уровню сознания с учетом этнических, лингвинистических, географических, климатический и прочих особенностей людей, населяющих мир. Так, существую различные формы поклонения единому Богу, для разного типа людей. Существует и бесчисленное множество имен единого Бога в различных религиях, каждое из которых неотлично от Верховной личности Бога.
 
В «Брахма самхите» Кришна говорит: ишвра парамаха кришна сат чит ананда виграха… Кришна есть причина всех причин. Он есть Верховный источник всего сущего и ему нет причины. Его тело вечно, исполненно знания и блаженства.
 
ОН подобен свече, от которой зажжены все последующие. ОН – неотличен от своих воплощений и экспансий, но, при этом, всегда неповторим, оставаясь той первой свечей, от которой зажжены все последующие.
 
АЛЕКСАНДР : Тогда получается, что в тех регионах мира, где распространен ислам или, например, в Африке – какие-то традиционные языческие верования, а в Европе – католицизм и протестантизм, в России – православие, в Америке – там много всего… получается, что население

этих континентов тоже на истинном пути, но они как бы проходят свои этапы.
 
МУРАЛИ МОХАН дас.: Совершенно верно. Человеческая жизнь предназначена для познания Абсолютной истины, Бога.
 
И для разного типа людей с разным уровнем сознания и разными условиями жизни, как я уже сказал, дана та или иная форма религии, с тем, чтобы помочь им достичь цели жизни, стать сознающим Кришну.
 
Любая религия хороша, если она помогает нам развить любовь к Богу и обрести сознание Бога. От низшего к высшему – человек проходит этапы благочестивой, религиозной жизни, постепенно поднимаясь до трансцендентального уровня, чистой преданности Богу.
 
А.: …и у народов крайнего севера, чукчей, эскимосов и т.д. у них тоже есть свои боги, свои культы, свои святилища…
 
М.М.д.: Человеческое общество как раз и отличается от стада животных наличием какой-то религии.
 
А.: В буддизме тоже есть концепция перерождения…только у них перерождение заканчивается как бы нирваной, несуществованием…Правильно?
 
М.М.д.: Их философия называется шуньявада. Философия пустоты…
 
А.: НО путь перерождения близок к философии

сознанию Кришны и индуизму. По типу такая же как и у вас?
 
М.М.д.: Да там тоже есть понятие кармы… правда с той принципиальной разницей, что они не определяют живое существо как душу трансцендентную к материальному телу и уму. Они считают, что все возникло из пустоту и все обратно возвращается в пустоту. Пустота есть причина всего.
 
Они пытаются представить душу как некую материальную субстанцию возникающую и снова исчезающую в небытии. Другая, более поздняя концепция, предложенная Шанкарой рассматривает материю проявлением иллюзии, а душу – высшей реальности. брахма сатйам джагат митхйа. Его философия получила название адвайта-веданты. Она утверждает полное единство индивидуальной души и верховной, т.е. живого существа и Бога.
 
Она ставит индивидуальную душу и Верховную, Бога, на один уровень, считая целью жизни – слияние в безличном брахмане. Они считают материальную энергию иллюзией. В нашем же понимании материя реальна, поскольку берет свое начало из высшей реальности – Кришны, но она постоянно меняет формы, преходяща.
 
Иллюзией мы считаем то, что под воздействием ее каждый в материально мире отождествляет себя, душу, с материальным телом и забывает свои вечные отношения с Кришной. Материя – это низшая энергия Господа, а живое существо – частичное проявление высшей.

Поэтому ситуация, при которой мы пытаемся удовлетворять чувства материального тела, забывая о своих духовных потребностях, общении с Богом – является проявлением майи, иллюзии.
 
Буддизм не говорит ни о душе, ни о Боге. Но Cам Будда, согласно утверждения того же «Шримад Бхагавтам», есть воплощение Кришны. Его учение предназначено для материалистов, не способных принять Бога.
 
Но поклоняясь Будде они, фактичиски, поклоняются Богу и таким образом, совершая благочестивые поступки очищаются и мало по малу прогрессируют в осознании трансцендентного. Одним из основополагающих принципов буддизма – это принцип ахимса, т.е. непричинение насилия. Будисты традиционно были всегда вегетарианцами.
 
Отрицая ведические жертвоприношения, но устанавливая ведические принципы, Будда сумел обманным путем привлечь атеистов к служению Богу. Так на следующем этапе развития, они стали способны принять философию Шанкары о трансцендентном. Иногда говорят, что философия адвайты – это тот же буддизм, но во обличие брахмана, т.е концепцию пустоты Шанкара подменил концепцией некой неимеющей ни формы, ни качеств абсолютной истины, которая на самом деле есть личность Бога.
 
Через реализацию брахмана, осозание себя как души, человек постепенно приходит к реализации и Высшего брахмана (пара брахмана)– трансцендентной личности,

имеющей вечное, исполненное знания и блаженства тело, чувства и разум. Так шаг за шагом, из рождение в рождение, душа приходит к реализации любовных отношений с Кришной, Верховной личности Бога, причины всех причин.
 
МЫ отрицаем философию буддизма, так как она противоречит принципам преданного служения Богу (там не говорится ни о душе ни о Боге), но признаем авторитет самого Будды, поскольку он, как сказано в «Шримад Бхагаватам» – икарнация Господа Кришны.
 
Хотя для нас его философия неприемлима, тем не менее, для какой-то части людей, она хороша. И в этом нет ничего плохого. Как говорится, что пища – для одного, то – яд для другого. Буддизм, как всякая религия дана Богом и она также хороша для какого-то типа людей. В этом нет сомнения.
 
А.: Насколько сильно от вас отличается современный индуизм? Конечно. часть населения в Индии мусульманская, но часть придерживается индуизма, так вот каково это соотношение, что общего и что отличает его от Сознания Кришны?
 
М.М.д.: Индуизм – представляет собой целый конгломерат различных религиозных верований и форм поклонения, например: поклонение Шиве, Дурге, Ганеше и многим другим полубогам. В Ведах сказано, что существует более 33 миллионов полубогов.
 
В большинстве своем последователи индуизма

придерживаются ведической концепции, однако, необходимо отметить, что Веды – это знание, предназаначенное для разных типов людей. Для тех, кто в раджа, тама и саттва гуне. Кто в раджа гуне (в страсти), поклоняются сильным мира сего, демонам. Те, кто в тама – духам и претам, кто в саттва гуне – полубогам.
 
Кто поклоняется полубогам достигнут планет полубогов, кто – демонам, будет на планетах типа земля. Кто – духам и претам, будут жить на планетах этих существ. А кто поклоняется Мне, говорит Кришна, будут жить со Мной. У Кришны есть Своя планета…
 
В «Бхагавад гите» говорится, что люди с неразвитым интеллектом, имеющие материальные желания, поклоняются полубогам. Такого рода поклонение быстро приносит желаемые результаты.
 
Кто хочет здоровья поклоняется Вивасвану богу солнца – получает здоровье, кто хочет денег покланяеся Лакшми – обретает удачу в делах, кто желает хорошего мужа или жену поклоняется Уме и т.д. Результаты такого поклонения временны, преходящи как и сами полубоги. Кришна является Верховной личностью Бога. Ему принадлежат и планеты и полубоги.
 
Он – доброжелатель и благодетель каждого…Он наслаждается всеми видами жертовприношений. По сути дела, все поклоняются Кришне, но делают это не так, как положено. Даже атеисты, поклоняющиеся сексу, деньгам сильным мира и разного рода кумирам, и даже фетишам, идолам – все они поклолняются Кришне, но находясь

под влиянием разных гун природы, делают это согласно своей собственой природе, не так как положено.
 
Истинная форма поклонения Кришне есть чистое бхакти, преданное любовное служение, лишенное какой-либо мотивации, бескорыстно.
 
Полубоги являются представителями Верховной личности Бога. Они осуществляют управление, контроль за всеми сферами материальной деятельности этого мира. И те, кто имеют материальнай интерес, поклоняются им как Верховному.
 
Но преданные Кришны обращаются непосредственно к Кришне. Они не имеют корыстных интересов и стремятся к освобождению. Полубоги не могут дать нам освобождение. Поэтому, даже если вы имеете некий материальный интерес, лучше если вы будете обращаться к Верховной личности Бога, Шри Кришне, нежелеи к полубогам.
 
Христиане, которые говорят, что поклоняются Всевышнему, Верховному, Творцу, на самом деле сами не ведают, кто здесь творец? Они поклоняются Брахме, который является непосредственным творцом вселенной.
 
Брахма – гуна-аватара Кришны. Он не является изначальной причиной творения. Он – вторичный творец. Из это следует, что они поклоняются не самому Господу, а какой-то Его ипостаси.
 
Каков результат их поклонения? Они сами не знают.

Скорей всего они останутся в пределах этом материальной вселенной. Не достигнув ни освобождения ни чистого преданного служения Богу.
 
Все поклоняются Единому Богу, даже отрицая Его существование. Пототому что нет ничего, что было бы вне Бога и Его различных энергий. Одни, это делают через ритуал, другие – через медитацию, а есть такие, кто служит Господу непосредственно в Его вечной духовной обители Вриндаване или Вайкунтхе.
 
Во всех перечисленных случаях люди поклоняются Кришне, который является причиной всех причин, но часто делают это не так, как положено.
 
Есть одна личность, которая распространет себя во множестве для разного типа людей предосталяя им шанс стать сознающим Бога. И эта личность есть Кришна. Если бы у Бога было какое-то имя, то – этим именем должно было бы стать имя «Кришна», что значит «всепривлекающий».
 
Кришна привлекает всех и демонов, и атеистов, и преданных, и многих других. Все живые существа своей силой, богатством, отреченостью, знанием, славой и красотой обязаны Кришне. Он – источник всего сущего: всей красоты, силы, славы, богатства. отречения и красоты. На сансктире «бхагаван» (бог) означает тот, кто обладает всеми этими шестью видами совершенств.
 
Хотя Кришна не занимается лично творением, поддержанием и разрушением (этим занимаются

Его гуна-аватары: Брахма, Вишну и Шива), тем не менее, Он – причина всего сущего. Он один поддерживает, создает и разрушает. Он – источник и материального и духовного. Он – источник всех энергий.
 
Кто бы что ни делал (творил, поддерживал или разрушал), фактически, он является слугой Кришны. Только Кришна есть Всевышний, которому все принадлежит и который наслаждается всем. Ишвра парамаха кришна… Кришан – причина всех причин и Ему нет причины. Он – абсолютная истина, из которой все происходит. Он – Бог богов, и все – Его слуги.
 
Иногда Кришна играет роль обычного человека, и тогда невоможно понять: Бог Он или нет. В этом случае, Он просто наслаждается любовью своих преданных, которые участвуют в Его лилах как друзья, возлюбленные и родители, проявляя разные виды любовных сентиментов, служа Господу особым способом трансценлдентального служения.
 
Порой нет аналогов в материальном мире. Для материалистов сама мысль, что кому-то нужно служить ввергает в дипрессию, но то, что мы имеем в виду, говоря о любовном служение Кришне, отлично от этого. Нет аналогов – это служение, на самом деле, наслаждение различными любовными расами, отношениями (как друг, родитель или возлюбленный).
 
Кришна – изначальная личность Бога, и служение Ему очень нактарно, радостно… Счастье – быть счастливым! Самим собой в отношениях с Кришной,

источником счастья и вечного наслаждения. Поэтому мы обращаемся к Верховной личности Бога как к Кришне.
 
Нет друго имени Бога столь же могущественного и сладостного, как имя «Кришна». Хотя любое имя Бога неотлично, от самого Бога.
 
А.: В принципе, согласно христианского учения, не простонародного, а такого, высокого богословия, там тоже ставится задача соединения с Богом. В молитве… и как бы, если формально сравнивать это, похоже на то, что проповедуют последователи сознания Кришны.
 
Это похоже на то, к чему стремились монахи в своих уединенных обителях. Они отвергали все материальные блага, у них был и аскетизм и т.д. Их целью было таже очищение сердца от страстей и соединение с Богом.
 
В этой земной жизни они стремились к совершенству, а после смерти они становились ближе к Богу…но последний этап – это страшный суд, который является как бы последней проверкой – кто хороший, кто плохой… и даже те, кто посвятили себя служению, всю жизнь, они должны были бы предстать на этот суд и достичь этого райского блаженного состояния… и здесь я вижу больше параллелей, как и в любом учении о едином Боге в разных традициях с сознанием Кришны, чем с буддизмом, где отрицается существование Бога.
 
М.М.д.: Это верно. Концепция Бога в христианстве и предшествующем ему иудаизме идентична. Бог один, и мы поклоняемся этому единому Богу. Но какой форме

мы поклоняемся. У единого Бога бесчисленное множестов форм и образов. Поэтому формы поклонения могут быть различные…. какой форме мы поклоняемся Богу?
 
Бог один, но у него бессчиаленные множество имен и каждое имя выражает Его обладает характерными чертами и особенностями. Его действия определяют Его форму…
 
что мы имеем ввиду говоря форма? Говорится что Бог создал человека по своему образу и подобию. Значит у Бога такая же форма похожая на человеческое тело. Другое дело, что в отличие от нашей, она духовна…
 
Есть, конечно, такие религии, которые не признают форму Бога. И не указывают Имя Бога. Но Иисус, который назвался Христом, указал Его имя. Так же как вы, например, Александр… чеевичь?…Владимирович? Точно так же и Иисус – Христос… он указал имя своего Отца – свое отечество – Христос.
 
Имя «христус», «кристо» и «кришна», как утверждают некоторые ученые лингвисты, – представляет собой одну и ту же личность. Иисус Христос – сын Бога, а кто же Бог? Кришна. Отсюда Христос – сын Кришны или «Кристо – Христус…
 
А.: Это как один из вариантов интерпретации, если я не ошибаюсь…
 
М.М.д.: «Помазанник» – по древне еврейски.

А.: Избранный Богом
 
М.М.д.: Да. Но изначально существует один корень…
 
А.: Древний корень может быть и один. Я как раз читал, что когда формировались индоевропейские народы, то древне еврейский народ формировался в том же регионе Ближнего Востока. И поэтому даже в древне ерейском и арамейском языках есть некоторые похожие слова…. в индийском и греческом тоже.
 
М.М.д.: Это не случайно. В «Махабхарате», древнем историческом эпосе, описывается история этой планеты земля. Читая «Махабхарату» мы узнаем, что эта планета некогда сущестовала под одним флагом, как единое государство, известное как Бхаратаварша. Это название ее дано было по имени махараджа Бхараты, императора династии Бхарат, котрые управляли всей территорией омываемой всеми морями.
 
Люди в этом государстве говорили на одном языкае… и это подтверждается разными историченскими данными и источниками. Эта культура известная как ведическая или арийская как раз для современных людей и представлена в наше время движением сознания Кришны.
 
Была одна форма поклонения Богу…. нет ничего удивительного. В русском языке как и во многих других относящихся к индоевропейской группе языков можно найти массу корней санскритского происхождения, языка на котором записаны веды. Алфавит древнего санскрита деванагари – дословно перводится как язык богов.

Т.е. на высших планетарных системах надо думать говорят на этом языке.
 
Язык народа имет сакральную природу, божественное происхождение непослредственно связующее его с Богом. Так и в Библии сказано, что сначало было слово и слово было у Бога и слово было «Бог»…
 
В древности существовали интерпланетные сообщения. Был и интерпланетный язык, на котором разговаривали с обитателями разных планет вселеннной. Этим языком был древний сансткрит. Так же как сейчас международным языком является английский, так некогда был санскрит (деванагари).
 
Среди ученых существует мнение, что цивилизация на землю была принесена пришельцами из космоса. Такое мнение существует, но чтобы удостовериться в истинности лучше обратиться к ведической литературе, которая описывает жизнь не только на этой планете, но и на других планетах вселенной много миллионов лет назад.
 
В «Бхагавад гите» сказано, что эту науку о взаимоотношениях с Бхагаваном (Богом) Кришна поведал в начале Вивасвану, богу солнца, тот передал ее Ману, прородителю человечества, и Ману – Икшваку.
 
Так несколько миллоионов лет назад в конце Сатья- юги, она попала в человеческое общество… «Бхагавад-гита» является частью «Махабрараты»…
 

А.: Ну, а в Библии, с Ветхим заветом, какие-то параллели прослеживаются?
 
М.М.д.: Нечто подобное истории Адама и Евы упоминается в «Бхавишья Пуране». Там сказано, что Адам и Ева были йогами. Они не видели наготы своей, будучи самопознавшими себя душами. В «Бхагавад гите» Кришна говорит, что истинный мудрец, благодаря духовному видению видит душу и Сверхдушу, пребывающих в разлиных телах, будь то брахман, корова, слон, собака или собакоед.
 
Различия материального характера между различными телами существует в материальном мире, но вдуховном этого нет. И тот, кто утвердился в трансцендентном, видит духовное единство. Это свидетельствует о том, что он достиг уровня безличного брахмана и локализованного аспекта Параматмы (Сверхдуши), что соответсвует реализации Абсолютной истины, сат и чит, потенции вечности и знания.
 
В «Бхавишья пуране» упоминается также о миссии Христа и Магомета. Там сказано, что в какой-то исторический момент на земле будет преобладать ислам, но в конечном счете установится одна общая для всех форма поклонения Богу.
 
Скорей всего это будет сознание Кришны, движение санкиртаны, начатое Шри Чайтаньей Махпарабху, которое представляет собой юга-дхарму – совершенный метод поклонения Богу в наш век вражды лицемерия, известный под названием Кали-юги.

Он основанн на совместном воспевании имен Кришны. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
 
Всякая религия имеет начало и конец в аналах истории человечества, но сознание Кришны вечно, оно представляет собой вечную деятельность души. Душа вечна и в своем естетственном положении она сознает Бога. Чистое сознание – это и есть сознание Кришны. Оно может быть обретено в рамках той или иной религии, если люди станут воспевать имена Бога. Цель любой религии – развить любвь к Богу и стать сознающим Бога.
 
Мы практикуем это сознание непосредственно, занимаясь бхакти-йогой, через преданное любовное служение Кришне. «Йога» означает связь с Богом, а «бхакти» преданность. Бхакти-йога осуществляется в одном из девяти процессах: шраванам, киртанам, вишну смаранам, падасеванам, арчанам, ванданам, дасьям, сакхьям, атманиведанам. Это описано в «Бхагаватам» в седьмой песне.
 
Как мы видим «Шримад Бхагаватам» – это довольно объемное произведение. 12 песен, составляют 18 тысяч стихов. Для современного ученого, чтобы изучить один потребовалось по меньшей мере месяц. А все – 25 000 лет жизни. Может себе представить знание, которое вы можете обрести за 25 000 лет?
 
Люди в Кали югу изрядно деградировали, жизнь их стала коротка и возможности их интеллекта весьма незначительны. Несмотря на так называемый

материальный прогресс их уровень сознания, как непрескорбно, остался на уровне пятикантропа, пре хомо сапиенс.
 
продолжение тут: https://muralimohan.org/zachem-lyudyam-religiya-23/
 
(опубликовано в Sankirtana.net)