Непостижимое единство и различие
В Ведической литературе (Катха Упанишад 2.2.13. и Шветашватара Упанишад 6. 13) говорится: нитье ниьянам четанаш четананам эко бахунам йо видадхати каман – существует бесчисленное множесто живых существ. Все они вечны.
Из них одно поддерживает и предоставляет все необходимое для существования других. Эта суперличность – Бог. Если живое существо есть душа, то Верховное живое существо, Бог, – Сверхдуша, душа всех душ. Он представляет духовное целое (вибху),
а живое существо – мельчайший атом этого целого ану. Сознание, которым надели живое существо Бог, объединяет их с Богом. И Бог, и душа обладают сознанием. Однако, в то время как Бог сознает все живые существа (Его сознание высшее), индивидуальная душа сознает только собственное тело, в котором она пребывает.
Поэтому счастье и страдания одного живого существа неизвестны другому, но Бог доступно все.
В этом непостижимое единство и различие между Богом и живым существом.
При наличии сознания, Всевышний Господь всегда занимает Высшее положение Ишвары – контролирующего, и Пуруши – наслаждающегося всем.
Являясь неотемлемыми частицами Господа, живым существам тоже свойственно пытаться контролировать что-то, как например, материальную природу или себе подобных, наслаждаться чем-то, удовлетворяя свои материальные потребности. При духовном единстве существует и духовное различие. Господь всемогущ, а живое существо таковым не является.
В Ведической литературе (Брахма-самхите 1.1.1.) говорится: атхато брахма-джигьяса, джанмади асья йатах – Высший Брахман, Бог, является источником всего. Он является источником материального и духовного разнообразия. Как духовная, так и материальная природа, представляют Его различные энергии.
Не существует нечто, что было бы отлично от Господа
Поэтому счастье и страдания одного живого существа неизвестны другому, но Бог доступно все.
В этом непостижимое единство и различие между Богом и живым существом.
При наличии сознания, Всевышний Господь всегда занимает Высшее положение Ишвары – контролирующего, и Пуруши – наслаждающегося всем.
Являясь неотемлемыми частицами Господа, живым существам тоже свойственно пытаться контролировать что-то, как например, материальную природу или себе подобных, наслаждаться чем-то, удовлетворяя свои материальные потребности. При духовном единстве существует и духовное различие. Господь всемогущ, а живое существо таковым не является.
В Ведической литературе (Брахма-самхите 1.1.1.) говорится: атхато брахма-джигьяса, джанмади асья йатах – Высший Брахман, Бог, является источником всего. Он является источником материального и духовного разнообразия. Как духовная, так и материальная природа, представляют Его различные энергии.
Не существует нечто, что было бы отлично от Господа
и, в то же самое время, ничто не существует, что было бы равно Ему. Он – единственный и абсолютный источник всего, причина всех причин – сарва карана каранам.
Подобно тому как солнце, являясь источником тепла и света, едино и различно с его энергией, так и все, что ни существует в природе материального и духовного, едино и различно с Богом.
В Ведической литературе (Шримад Бхагаватам 1.2.11.) говорится: ваданти тат таттва-видас таттвам йадж гьянам адвайам брахмети параматмети бхагаван ити шабдьяте. – Ученые-трансценденталисты, постигшие Абсолютную истину называют Ее, эту недвойственную субстанцию, Брахманом, Параматмой или Бхагаваном.
В соответствии с уровнем реализации, человек может видеть Бога в безличном, локализованном и личностном аспекте.
Так например, Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Когда разумный человек перестает видеть различие существ, вызванное различием между их материальными телами, и он видит, как существа пребывают повсюду, он достигает понимания Брахмана». (13.31.)
Излучение, которое исходит от трансцендентального тела Господа, представляет Его имперсональный аспект сарвам кхалв идам брахма. С точки зрения Абсолюта, мир духовен. Материя – это тот же дух, когда она используется для Кришны. – Все, и материя и дух – неотличны от Верховной личности Бога, Высшего Брахмана.
Подобно тому как солнце, являясь источником тепла и света, едино и различно с его энергией, так и все, что ни существует в природе материального и духовного, едино и различно с Богом.
В Ведической литературе (Шримад Бхагаватам 1.2.11.) говорится: ваданти тат таттва-видас таттвам йадж гьянам адвайам брахмети параматмети бхагаван ити шабдьяте. – Ученые-трансценденталисты, постигшие Абсолютную истину называют Ее, эту недвойственную субстанцию, Брахманом, Параматмой или Бхагаваном.
В соответствии с уровнем реализации, человек может видеть Бога в безличном, локализованном и личностном аспекте.
Так например, Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Когда разумный человек перестает видеть различие существ, вызванное различием между их материальными телами, и он видит, как существа пребывают повсюду, он достигает понимания Брахмана». (13.31.)
Излучение, которое исходит от трансцендентального тела Господа, представляет Его имперсональный аспект сарвам кхалв идам брахма. С точки зрения Абсолюта, мир духовен. Материя – это тот же дух, когда она используется для Кришны. – Все, и материя и дух – неотличны от Верховной личности Бога, Высшего Брахмана.
В этом непостижимое единство и различие между материей и духом.
Другой аспект Абсолюта – Параматма. Кришна говорит: «Я нахожусь в в сердце каждого…» (15.15.) Как Сверхдуша Кришна пребывает внутри всего, включая атомные частицы. Параматма (Сверхдуша) пребывает в сердце каждого и в ядре каждого атома.
«Хотя Параматма кажется поделенной между всеми живыми существами, Она неделима. Она – одно целое. Она и поддерживает каждое живое существо, и также следует понимать это, поглощает все и всему дает развитие». (13.17.)
При этом Кришна в своем личностном аспекте (Бхагаван) является источником и: Брахмана, и Параматмы. «Я – основа безличного Брахмана, бессмертного, нетленного и вечного, который есть изначальное положение конечного счастья». (14.27.)
В этом следующее непостижимое единство и различие в трех наивысших проявлениях Абсолюта. Обладая личностными качествами, трансцендентальной формой, чувствами и разумом, Кришна един со Своим безличным, локализованным и личностным аспектами.
Если в обусловленном состоянии живое существо отлично от своего материального тела, то у Кришны нет различия между Его личностью и Его формой, разумом и чувствами, которые могут изменять функции, заменяя одно другим, например, Господь может видеть руками, а принимать
Другой аспект Абсолюта – Параматма. Кришна говорит: «Я нахожусь в в сердце каждого…» (15.15.) Как Сверхдуша Кришна пребывает внутри всего, включая атомные частицы. Параматма (Сверхдуша) пребывает в сердце каждого и в ядре каждого атома.
«Хотя Параматма кажется поделенной между всеми живыми существами, Она неделима. Она – одно целое. Она и поддерживает каждое живое существо, и также следует понимать это, поглощает все и всему дает развитие». (13.17.)
При этом Кришна в своем личностном аспекте (Бхагаван) является источником и: Брахмана, и Параматмы. «Я – основа безличного Брахмана, бессмертного, нетленного и вечного, который есть изначальное положение конечного счастья». (14.27.)
В этом следующее непостижимое единство и различие в трех наивысших проявлениях Абсолюта. Обладая личностными качествами, трансцендентальной формой, чувствами и разумом, Кришна един со Своим безличным, локализованным и личностным аспектами.
Если в обусловленном состоянии живое существо отлично от своего материального тела, то у Кришны нет различия между Его личностью и Его формой, разумом и чувствами, которые могут изменять функции, заменяя одно другим, например, Господь может видеть руками, а принимать
пищу глазами. Непостижимое единство и различие в целосности духовного мира и в его бесконечном разнообразии.
Духовная форма, цвет, звук и прочие проявления могут быть восприняты раздельно и все вместе, так например, звук может обладать формой, вкусом и цветом пр. качествами, которые присущи всем другим чувствам. В этом Абсолюту присуще непостижимое единство и разнообразие чувственного восприятия.
Душа вечна. Она неотъемлемая часть вечного бытия Бога и в то же время отделена от Него своей духовной индивидуальностью. Знание заключено в самой природе души. Душа полна знания. Она часть Абсолютной истины, объект познания и познающий этот объект.
По своей природе душа блаженна. Она источник своего собственного наслаждения и в то же время является зависимой от Высшего наслаждения Кришны. Она зависима и независима одновременно. Духовный мир полон блаженства – ананда майа бхьясат. Но источником этого наслаждения является Кришна.
Духовный мир непостижим для материальных чувств и ума, но он познаваем для духовных.
атах шри-кришна-намади на бхавет грахьям индриях
севонмукхе хиджихвадау сваям эва спхурати адах
В «Бхакти-расамрита-синдху (4.2.234) объясняется невозможность понять Кришну через материальные
Духовная форма, цвет, звук и прочие проявления могут быть восприняты раздельно и все вместе, так например, звук может обладать формой, вкусом и цветом пр. качествами, которые присущи всем другим чувствам. В этом Абсолюту присуще непостижимое единство и разнообразие чувственного восприятия.
Душа вечна. Она неотъемлемая часть вечного бытия Бога и в то же время отделена от Него своей духовной индивидуальностью. Знание заключено в самой природе души. Душа полна знания. Она часть Абсолютной истины, объект познания и познающий этот объект.
По своей природе душа блаженна. Она источник своего собственного наслаждения и в то же время является зависимой от Высшего наслаждения Кришны. Она зависима и независима одновременно. Духовный мир полон блаженства – ананда майа бхьясат. Но источником этого наслаждения является Кришна.
Духовный мир непостижим для материальных чувств и ума, но он познаваем для духовных.
атах шри-кришна-намади на бхавет грахьям индриях
севонмукхе хиджихвадау сваям эва спхурати адах
В «Бхакти-расамрита-синдху (4.2.234) объясняется невозможность понять Кришну через материальные
чувства и ум. Приблизиться к пониманию игр Господа, Его формы и окружения можно только через преданное служение, которое способно одухотворить мертвую материю.
«Мною, в Моей непроявленной форме, пронизана вся эта вселенная. Все существа находятся во Мне, но Я – не в них.» (9.4.)
«Однако все сотворенное не покоится во Мне. Узри Мое мистическое могущество! Хотя Я поддерживаю все живые существа, и хотя Я нахожусь повсюду, Я не есть часть этого космического проявления, поскольку Я Сам – источник творения». (9.5.)
«Бог один, но Он проявляет Себя в бесконечном множестве трансцендентальных форм. адвайтам ачьютам анадим ананта-рупам» (Б.С. 5.33.)
Он предстает в бесчисленном множестве инкарнаций таких, как Рама, Нрисимха, Вамана и т.д. , рамади-муртишу кала-ниямена тишхан…, чтобы проявить Свои игры в этом мире и так привлечь внимание всех обусловленных душ к служению Его Всепривлекающей личности, изначальная форма которой – Кришна, Верховная личность Бога.
Кришна – Верховный, наслаждающийся – ишварах парамах кришна. Его тело вечно, исполнено знания и блаженства – сач-чит-аннанда-виграха.
Он – источник всех инкарнаций и аватар, причина всех причин – сарва-карана-каранам.
«Мною, в Моей непроявленной форме, пронизана вся эта вселенная. Все существа находятся во Мне, но Я – не в них.» (9.4.)
«Однако все сотворенное не покоится во Мне. Узри Мое мистическое могущество! Хотя Я поддерживаю все живые существа, и хотя Я нахожусь повсюду, Я не есть часть этого космического проявления, поскольку Я Сам – источник творения». (9.5.)
«Бог один, но Он проявляет Себя в бесконечном множестве трансцендентальных форм. адвайтам ачьютам анадим ананта-рупам» (Б.С. 5.33.)
Он предстает в бесчисленном множестве инкарнаций таких, как Рама, Нрисимха, Вамана и т.д. , рамади-муртишу кала-ниямена тишхан…, чтобы проявить Свои игры в этом мире и так привлечь внимание всех обусловленных душ к служению Его Всепривлекающей личности, изначальная форма которой – Кришна, Верховная личность Бога.
Кришна – Верховный, наслаждающийся – ишварах парамах кришна. Его тело вечно, исполнено знания и блаженства – сач-чит-аннанда-виграха.
Он – источник всех инкарнаций и аватар, причина всех причин – сарва-карана-каранам.
Существует шесть основных видов аватар: Пуруша-аватары, Лила-аватары, Гуна-аватары, Манванатара-аватары, Юга-аватары и Шактиавеша-аватары. Здесь мы упомянем только о Пуруша-аватарах.
Чтобы сотворить материальный мир, который предназначен для наслаждения обусловленных душ и для их освобождения из обусловленного состояния, Кришна проявил Себя в трех Пуруша-инкарнациях: Каранодакашай Вишну (Маха-Вишну), Гарбходакашай Вишну и Кширодакашай Вишну.
Каждый из этих Вишну, хотя имеет иную форму, отличную от изначальной формы Господа Кришны и выполняет иные, неадекватные функции, однако, Он представляет одну и ту же Верховную личность Господа Кришны. В этом непостижимое трансцендентальное единство и различие форм Господа.
Абсолютная истина столь велика и многообразна, что способна вместить в себя все понятия, какие только существуют и какие только доступны для восприятия и воображения живых существ. Совокупность всех относительных истин этого материального мира содержится в Абсолюте.
При этом, всегда сохраняя свою оригинальность и свежесть, мы не можем сказать, что Абсолютная истина непознаваема, но мы так же не можем утверждать, что кто-то Ее постиг. Полюзуясь высказыванием Сократа, каждый с уверенностью может сказать про себя: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Чтобы сотворить материальный мир, который предназначен для наслаждения обусловленных душ и для их освобождения из обусловленного состояния, Кришна проявил Себя в трех Пуруша-инкарнациях: Каранодакашай Вишну (Маха-Вишну), Гарбходакашай Вишну и Кширодакашай Вишну.
Каждый из этих Вишну, хотя имеет иную форму, отличную от изначальной формы Господа Кришны и выполняет иные, неадекватные функции, однако, Он представляет одну и ту же Верховную личность Господа Кришны. В этом непостижимое трансцендентальное единство и различие форм Господа.
Абсолютная истина столь велика и многообразна, что способна вместить в себя все понятия, какие только существуют и какие только доступны для восприятия и воображения живых существ. Совокупность всех относительных истин этого материального мира содержится в Абсолюте.
При этом, всегда сохраняя свою оригинальность и свежесть, мы не можем сказать, что Абсолютная истина непознаваема, но мы так же не можем утверждать, что кто-то Ее постиг. Полюзуясь высказыванием Сократа, каждый с уверенностью может сказать про себя: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Непостижимо, когда знание и неведение заключены в одном.
Как мы уже говорили ранее, высшим проявлением Абсолюта является Личность – Бог. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Нет истины выше, чем Я. Все покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.» (7.7.). Познать Кришну можно только через преданное любовное служение.
Что из себя представляет преданное служение Кришне? В седьмой Песне «Шримад Бхагаватам» содержится ответ на этот вопрос. Прахлада Махарадж перечисляет девять основных процессов бхакти-йоги, следуя даже одному из которых, человек несомненно обретет знание о Кришне.
шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасьям сакхям атма-ниведанам
Вот они: слушание и воспевание святого имени Господа, Его трансцендентальной формы, качеств, окружения и игр. Постоянное памятование их, служение литосным стопам Господа, поклонение с 16 типами парафеналий, вознесение молитв, служение, считая Господа своим лучшим другом, используя тело, ум дар речи и пр. ради исполнения желаний Господа.
Человек посвятивший жизнь служению Кришне, считается величайшим ученым, достигшим наивысшей точки в познании Абсолютной истины, исследуя которую, можно находить бесконечное множество примеров одновременного единства и различия.
Как мы уже говорили ранее, высшим проявлением Абсолюта является Личность – Бог. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Нет истины выше, чем Я. Все покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.» (7.7.). Познать Кришну можно только через преданное любовное служение.
Что из себя представляет преданное служение Кришне? В седьмой Песне «Шримад Бхагаватам» содержится ответ на этот вопрос. Прахлада Махарадж перечисляет девять основных процессов бхакти-йоги, следуя даже одному из которых, человек несомненно обретет знание о Кришне.
шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасьям сакхям атма-ниведанам
Вот они: слушание и воспевание святого имени Господа, Его трансцендентальной формы, качеств, окружения и игр. Постоянное памятование их, служение литосным стопам Господа, поклонение с 16 типами парафеналий, вознесение молитв, служение, считая Господа своим лучшим другом, используя тело, ум дар речи и пр. ради исполнения желаний Господа.
Человек посвятивший жизнь служению Кришне, считается величайшим ученым, достигшим наивысшей точки в познании Абсолютной истины, исследуя которую, можно находить бесконечное множество примеров одновременного единства и различия.
Эта философская доктрина получила название ачинтья-бдехабхеда-таттвы. Она принадлежит Шри Чайтанье Махапрабху, воплощению Самого Кришны.
В Абсолюте есть и имперсональный и личностные аспекты, но пока человек не достигнет осознания личности Кришны, он будет на пути, испытывая тяготы и лишения материального существования, пребывая в постоянной двойственности добра и зла, счастья и несчастья, жары и холода, мужского и женского, знания и невежества. Человек никогда не узнает истинного счастья, пока не избавится от этой двойственности, став сознающим Кришну.
Чтобы избавить людей от ложных представлений о жизни и ее ценностях, пришел Шри Чайтанья Махапрабху. Для блага всего человечества Он начал движение санкиртаны, совместное воспевание святых имен: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Кто может знать, что есть благо для него? Только Бог. Бог – Всеблагой. Все, что ни делает Бог совершенно, все что ни делает человек полно изьяна. Если, обретя сознание Бога люди, начнут служить Богу, они легко смогут разрешить все проблемы. Что для этого нужно?
Просто повторять и петь Харе Кришна…танцевать и принимать прасад, вегетарианскую пищу предложенную Богу. Имя Бога неотлично от Самого Бога.
«Оставь все религии…! – говорит Кришна, – Делай то,
В Абсолюте есть и имперсональный и личностные аспекты, но пока человек не достигнет осознания личности Кришны, он будет на пути, испытывая тяготы и лишения материального существования, пребывая в постоянной двойственности добра и зла, счастья и несчастья, жары и холода, мужского и женского, знания и невежества. Человек никогда не узнает истинного счастья, пока не избавится от этой двойственности, став сознающим Кришну.
Чтобы избавить людей от ложных представлений о жизни и ее ценностях, пришел Шри Чайтанья Махапрабху. Для блага всего человечества Он начал движение санкиртаны, совместное воспевание святых имен: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Кто может знать, что есть благо для него? Только Бог. Бог – Всеблагой. Все, что ни делает Бог совершенно, все что ни делает человек полно изьяна. Если, обретя сознание Бога люди, начнут служить Богу, они легко смогут разрешить все проблемы. Что для этого нужно?
Просто повторять и петь Харе Кришна…танцевать и принимать прасад, вегетарианскую пищу предложенную Богу. Имя Бога неотлично от Самого Бога.
«Оставь все религии…! – говорит Кришна, – Делай то,
что Я говорю… просто пой и танцуй в экстазе и ты будешь счастлив!»
Шри Чайтанья наиболее милостивое воплощение Кришны. Он раздает любовь к Кришне каждому, кто к Нему обращается. В этом мире есть все, и единственно, чего не хватает – это любви.
Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас
(опубликовано в Sankirtana.by 27-03-2010)
Шри Чайтанья наиболее милостивое воплощение Кришны. Он раздает любовь к Кришне каждому, кто к Нему обращается. В этом мире есть все, и единственно, чего не хватает – это любви.
Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас
(опубликовано в Sankirtana.by 27-03-2010)